Страхование судов для перевозки грузов в российской акватории

Страхование судов стало одной из главных тем, обсуждаемых крупными страховыми компаниями. В обсуждении принимают участие не только российские СК, но и зарубежные. В частности, те страховые компании, которые непосредственно соприкасаются с перевозкой грузов в российских водах. Первые позиции в обсуждении занимает Япония.

Неразрешимые в реальных условиях противоречия

Условия страхования морских грузов меняются сегодня постоянно. На фоне сужения ёмкости отечественного рынка, стоимость страхования морского судна сильно увеличивается. Тема была затронута на ежегодной конференции, организатором которой стала медиагруппа «ПортНьюс». Конференция проводилась в Москве осенью 2022 года. Вопросы страхования затронули преимущественно международные проекты.

На фоне санкций многие компании отказались от предоставления страхового покрытия для грузов, пересекающих российские воды. В связи с этим отечественные перевозчики осознали, что им необходимо переориентироваться на компании дружественных стран. Однако с той стороны получить более-менее внятных ответов не удалось. Единственным государством, от которого последовали намёки на гарантии, была Турция.

Многие компании отказались страховать суда, осуществляющие перевозку груза в водах России, конкретно от военных рисков. Первой это сделала Япония, позже — участники клубов взаимного страхования.

P&I Club и другие клубы взаимного страхования

Клубы, обязанные своим появлением Англии старого времени, были неплохим подспорьем для страхователей морского направления во все времена, а сегодня — особенно, поскольку их возможности стали гораздо шире. Риски, исключённые франшизой (и не только), распределяются между всеми участниками клуба. А это — 25% убытка, весьма приличная сумма. Клубами созданы солидные страховые фонды, то есть это значимый ресурс для всех участников. В настоящий момент таких клубов по миру насчитывают около семидесяти. Они объединяют судовладельцев более чем из пятидесяти стран. Иметь страховку клуба взаимного страхования — это колоссальная гарантия. Российские суда в 2023 году этой гарантии лишись.

Ситуация на страховом рынке к началу года

В конце 2022 года японские представители обсуждали тему многократно, не приходя на протяжении долгого времени к единому мнению. Но уже в январе этого года страховые компании Японии анонсировали увеличение страховых взносов для судов, пересекающих российскую акваторию, на 80%. Одновременно регион покинули перестраховщики, понеся большие убытки. В связи с этим груз ответственности полностью лёг на грузовые компании. То есть суда вынуждены отправляться в рейс либо «окольными» путями, либо вовсе без страховки. Колоссальный ущерб понесли все СК, связанные с морским страхованием. В совокупности убытки составили порядка десяти-двенадцати миллиардов фунтов стерлингов.

Достигнутые соглашения

Японцы, долго обсуждавшие ситуацию и возможные риски, в результате пришли к заключению, что страховщики должны взять на себя часть ответственности. Хотя бы для того, чтобы обеспечить транспортировку СПГ через российские воды.

В результате многочисленных прений было достигнуто соглашение между правительством Турции и отдельной группой клубов. В этих соглашениях идёт речь о страховании судов, пересекающих воды, контролируемые Турцией. Речь не обо всех судах, а только о перевозчиках нефти. На основании этих соглашений, страховка должна действовать до тех пор, пока судно находится на территории Турции, или пока не истечёт срок транзита. Вот почему российский танкер, задержанный в турецкой акватории наряду с судами других стран, смог перейти Босфор в декабре 2022 года. Его командованием было предоставлено письмо, подтверждающее действие страховки.