Страхование товаров возвращается в малый торговый бизнес

Страховка товара – один из самых дефицитных продуктов рынка корпоративного страхования России на протяжении последних четырех лет. В наибольшей степени от недостатка программ, обоснованных по соотношению цена-качество, пострадал малый бизнес. Согласно приблизительным подсчетам экспертов, за 2015–2016 гг. сегмент сократился более чем на 20% заключенных договоров по страхованию товарных остатков.

2017 год в этом плане стал переломным – уверены аналитики. Во-первых, малый бизнес на фоне постепенного восстановления финансовой устойчивости возвращается к практике страхового сопровождения рисков. Во-вторых, почти вдвое выросло количество страховщиков, готовых принять на обслуживание один из наиболее проблемных рисков российского бизнеса (риск повреждения товарного остатка).

Лицом к малому бизнесу: страховщики оптимизируют страхование товара

Ключевая сложность, на которую ссылались малые и средние компании (для крупных производителей и экспортеров страховщики не закрывали рынок страхования товара), заключалась в отсутствии предложения. Покрытие актуальных рисков предлагали менее 25% действующих СК.

Варианты фактического отказа от страховки были разные. Наиболее распространенная практика:

  • запретительные тарифы (завышенная цена, не выгодная страхователю);
  • значительно урезанные риски (оговорки договора), которые отменяли практический смысл заключения контракта.

По данным за первые семь месяцев текущего года, динамика сбора премий по страхованию товара в обороте уже достигла рекордного уровня в 22%. Прирост новых страхователей из числа компаний с месячным оборотом до 500 тысяч рублей (сектор МСБ) – на уровне 40% вновь заключенных договоров.

Как отмечают страхователи, массовое возвращение к добровольному страхованию товара стало возможным благодаря пересмотру подхода со стороны страховщиков к рисковому продукту. Рынок увидел обновленные программы с практически докризисными тарифными ставками. Плюс многие стали внедрять продукты комплексного характера с учетом рисков для товарного остатка.

Неразрешенные нюансы

Усилившаяся активность в сегменте страхования поставок товара на всех этапах их движения в сегменте малого торгового бизнеса рассматривается, как положительная тенденция. Но ее темпы могут снизиться, если ключевые проблемы сегмента не найдут своего решения.

Среди таковых предприниматели – пользователи и соискатели «товарного» полиса – выделяют три момента.

  1. Отсутствие индивидуальных решений. Малому бизнесу объективно требуется своя система оценки рисков, расчета стоимости договора страхования товаров и прочих его нюансов.
  2. Отсутствие «цифровых» решений. По аналогии с рынком страхования грузов, где уже давно созрела необходимость перехода на быстрые автоматизированные программы, в страховке товаров нужно ускориться. Пользователям полиса нужны инструменты для срочного, в том числе, удаленного заказа продукта, упрощенная практика согласования условий страхования товара в магазине , на складе, в пути.
  3. Расчет стоимости плавающего остатка для многих СК остается сложным процессом. Нужны новые скорринговые программы. Специалистов, способных грамотно оценить риски, в штате страховщиков по-прежнему не хватает.

Страхование товара в пути: выбор страховщика остается за перевозчиком

Еще одним типичным для России нюансом страхователи считают невозможность самостоятельно выбирать страхового партнера, который гарантирует финансовую безопасность доставки товарных партий. Страхованием товара при перевозке по-прежнему в 99% случаев занимаются локальные транспортные компании. Они и формируют базу страховщиков, заказчику остается только выбрать из ограниченного списка.

Управление тарифом при таком порядке становится затруднительным. Хотя сохраняется возможность предложить постоянному партнеру-перевозчику своего страхового партнера.

Страховое сопровождение в торговом деле приобретает все большее значение. Сам факт, что рынок страхования партий товара для малого бизнеса фиксирует рост в 2017-м, – очередное тому подтверждение.

В такой практике важным остается грамотно выбрать партнера – страховую компанию – и отладить с ней эффективный алгоритм сотрудничества. Для предоставления всем корпоративным страхователям, включая малые фирмы и небольшие торговые организации, и существуют проекты, подобные СА «GALAXY страхование».

Наша площадка создана, как удобная информационно-организационная база для всех сторон договора. Мы не выбираем за страхователя компанию, но предлагаем портфель проверенных участников рынка с возможностью сравнить их стоимость страхования товара. Прямо у нас на сайте можно подать заявку на уже готовый продукт по самой выгодной цене или провести полноценный мини-конкурс выбора партнера.