Страхование транспортировки грузов экспедитором

В идеальной практике страхового сопровождения грузоперевозки заключается как минимум два договора страхования. Во-первых, это страхование перевозимых грузов их владельцем (он защищает свои интересы). Во-вторых, договор страхования ответственности экспедитора, который сопровождает доставку.

Это логично: на каждой из сторон договора экспедиции или перевозки его участник страхует свои риски. Но такой подход применяется не всегда.

В некоторых случаях грузовладелец поручает оформление обоих видов страховки транспортной компании. Раньше таких случаев было более 90% в международных рейсах и порядка 50% в российских. Теперь цифры снизились до 70% и 30% соответственно.

Насколько такое делегирование страхования транспортировки груза его собственником логистической компании правильно и эффективно? На самом деле здесь нет однозначного ответа, очень многое зависит от обстоятельств. Но разобраться в том, что дает страхование «через голову» грузовладельца полезно всем, кто занят в отрасли (выступает в роли заказчика, исполнителя или организатора доставки).

Почему экспедиторы не против сами застраховать груз

С одной стороны, обязательство застраховать перевозимый груз, переданное грузовладельцем экспедитору, например, добавляет последнему работы. С другой стороны, это дополнительная услуга, которая несет сразу несколько выгод:

  • по сути, у организатора перевозки появляется возможность выступить посредником в еще одном вопросе – де-факто «перепродать» страхование и заработать «агентское» вознаграждение;
  • имея полное представление о том, на каком уровне защищен груз (страховым полисом), экспедитору проще спланировать не только собственную программу страховки, но и пункты внутреннего плана управления рисками рейса;
  • страхование груза в пути по запросу клиента – это часть сервисной программы, что несет определенные маркетинговые привилегии транспортной компании;
  • наконец, самый значимый плюс – «размывание» общей убыточности страхователя и накопление положительной страховой истории за счет продуктов, которые экспедитор оформляет от имени и в интересах другого лица (владельца грузов).

При аварии обычно «срабатывает» одно из двух – страхование груза, если проблема не в действиях водителя автотранспорта, его доставляющего, или страхование ответственности экспедитора. Выступая страхователем по обоим продуктам, транспортная компания как минимум по одному из них с высокой вероятностью покажет безубыточность.

С одним участником проще работать

Есть еще одно важное преимущество такого подхода (когда груз страхует логистическая организация) – единственный держатель информации и документов по всем видам финансовой защиты. Куда удобнее урегулировать страховые случаи и разбирать сложные ситуации, когда страхователем выступает фирма с полным комплектом перевозочных документов на руках.

Два уточнения

Правда, перечисленные выгоды при заключении договора КАРГО вместо грузовладельца экспедитор получит только при соблюдении двух условий. Первое: оформлять полис страхования грузов он будет по поручению клиента. То есть с его ведома и по его желанию, как дополнительную услугу. Второй момент: платить за страховку при перевозке де-факто будет грузовладелец.

А что, если одно из условий выгодности страхования за клиента не соблюдено

Почему страхование грузоперевозки от имени заказчика, но не за его счет теряет часть привлекательности, понятно. А почему экспедитору невыгодно заключать договор без поручения клиента? Против такого страхования по собственной инициативе сразу три аргумента:

  • очевидный момент – первое условие выгодности не соблюдено (грузовладелец не заказывает услугу страхования от его имени, соответственно, и платить за нее не станет);
  • если нет поручения от клиента, возможно, у него уже просто есть страховой договор (заключенный самостоятельно), тогда новый страховой полис станет инструментом двойного страхования, а уже оно сулит либо пропорциональные (частичные) выплаты, либо отказ в них;
  • не зная ситуации внутри компании заказчика, сложно качественно проработать рисковую часть договора страхования грузовой перевозки.

На рынке компаний, оказывающих транспортные услуги, часто бытует ошибочное мнение, что страхование товаров в пути защищает от рисков, собственно, исполнителя или организатора рейса. На самом деле оно имеет гораздо больше исключений, чем думают такие страхователи. И эти исключения, с одной стороны, отменяют выплату, а с другой – не снимают ответственности за груз с транспортника.

В СА «GALAXY страхование» накоплен колоссальный опыт страхования грузов и ответственности за них. Мы точно знаем, что самый экономный и надежный подход – комплексный. Но при этом, заключая страховой договор от имени клиента, экспедитор должен проработать программу защиты под индивидуальные условия рейса. С онлайн-инструментами, реализованными у нас на сайте, это займет минимум времени, зато даст максимум привилегий всем сторонам договора экспедиции.