Топ-3 причины отказа в выплате по страхованию транспортировки грузов в 2020 году

Страховщики подвели первые итоги по эффективности работы страхования грузоперевозок за 2020 год. В целом результаты анализа демонстрируют уверенный рост сегмента:

  • охват страховками перевозок в целом увеличился, приблизившись даже на внутреннем рынке доставок к новому «порогу» в 40% (в международной практике транспортировки товаров это более 80%);
  • объем выплат вырос до 8,6 млрд рублей, что почти на 12% больше, чем в 2019 году;
  • сборы в целом снизились, но не так значительно, как ожидалось – до 22 млрд рублей (около 2,5% по сравнению с предыдущим периодом).

Одним из редких негативных показателей динамики в страховании транспортных перевозок грузов стал процент отказа в выплатах. Он увеличился до 18% против 10–13% в 2019-м. По информации самих страховщиков этот показатель пока нет смысла подвергать серьезному анализу: многие отказы могут быть пересмотрены, по части заявлений решение вынесено предварительно (например, за отсутствием недостающих документов).

Причины отказа в выплате по страхованию перевозки грузов

Тем не менее некоторые выводы можно сделать уже сейчас. Так, эксперты рассмотрели статистику причин отказов в выплате по страхованию доставки грузов, чтобы провести условную работу над ошибками страхователей и понять, почему страховщики чаще всего не платят по страховому полису.

В топ-3 оснований для отказа в выплате по страховому договору (речь именно о страховке груза, не ответственности грузоперевозчика) попали:

  • нарушение географии покрытия;
  • нестраховой случай (убытки есть, но они получены не в результате реализации застрахованных рисков);
  • нарушение правил по оформлению документов.

Это статистика по страхованию автомобильных перевозок грузов (самый распространенный вид страхового покрытия в сфере транспортных услуг). Во избежание перечисленных ошибок СА «GALAXY страхование» предлагает рассмотреть их детальнее.

Маршрут перевозки

География покрытия – список территорий, на которых действует страховой полис, – обычно формируется при оформлении страхового сопровождения доставки по запланированному маршруту. Исключение – страхование грузов по генеральному полису. В этом случае покрытие действует во всех странах и регионах, в которых работает страхователь, за исключением мест, отнесенных страховой компанией к нестабильным или опасным (зоны военных действий, например).

Заключая договор страхования на перевозку грузов, важно сразу оговорить со страховщиком:

  • территорию его действия;
  • возможности ее расширения (например, когда маршрут приходится менять в срочном порядке в связи с неблагоприятными сейсмическими или погодными условиями);
  • порядок согласования изменений маршрута.

Если перечисленные вопросы учтены в конкретной страховой программе, и страхователь вовремя заявил об изменениях направлений движения транспорта, проблем с выплатами по факту происшествий возникать не будет.

Нестраховой случай

Риски при страховании грузов могут быть общими и подобранными индивидуально. В первом случае застраховать можно как минимальный набор рисков (их формирует в рамках коробочного решения конкретная СК), так и их все (кроме случаев, указанных в исключении). По индивидуальной программе покрываются только риски, выбранные страхователем.

При страховании от всех рисков, конечно, вероятность, что инцидент будет признан нестраховым случаем, ниже. Но при таком подходе часто приходится переплачивать за неактуальные угрозы. Программа, разработанная для конкретных условий перевозки, в этом плане выгоднее. Но ей надо уделить должное внимание.

При ее составлении страхователь обычно отталкивается от того, что он может исключить из покрытия. Это ошибка: исходить надо из того, что в список рисков надо включить, а не наоборот.

Таким образом, планируя застраховать перевозку, доставка которых требует соблюдения температурно-влажностного режима (скоропортящиеся товары), стоит добавить в список рефрижераторные риски. При работе с оборудованием или дорогой электроникой, в покрытие желательно сразу включить риски повреждений при погрузке и разгрузке. Если применять такой подход, вероятность того, что конкретный риск, который «сработал», окажется незастрахованным, минимален.

Оформление документов

Документальное сопровождение перевозки – это доказательная база для страховщика, которая дает основание для совершения выплаты по договору страхования грузов. Соответственно, любое нарушение здесь дает основание для отказа. Чтобы этого не случилось, надо:

  • своевременно подписывать сопроводительные документы;
  • следить, чтобы в них стояла виза уполномоченного сотрудника (согласно контракту на поставку, представителя грузоотправителя или получателя);
  • следить, чтобы данные в документах приемки, передачи, хранения, отправки совпадали с оговоренными в страховой программе.

Неполный пакет документов или ошибки в заявлении на выплату не будут причинами для окончательного отказа, если работать с надежным страховщиком. В портфеле партнеров СА «GALAXY страхование» уже собраны такие компании, лицензированные в России и неоднократно доказавшие исполнительность. Страхователю остается только выбрать у нас на сайте проверенного партнера, чтобы исключить вероятность неправомерного отказа.