Страхование при международных перевозках

Согласно мировой статистике, страхование внешнеторговых грузов входит в топ-3 страховых услуг с наивысшим показателем финансовой отдачи. Говоря проще, среди всех страховок для корпоративных клиентов эта срабатывает на защиту интересов страхователя чаще многих других. Причем статистика касается как развитых стран западного рынка, так и России, и ее ближайших соседей.

И хотя ошибочным является мнение об обязательности страхового покрытия при любой международной перевозке, де-факто оно необходимо на каждый рейс. Только заключать контракт с выбранным страховщиком нужно со знанием дела. В этом и призван помочь следующий материал. Здесь разобраны самые популярные вопросы страхователя о страховке международной грузоперевозки.

Юридическая база страхования международных грузов

Рассматривая предложения от страховщика, будущий держатель полиса обычно смотрит на список подключаемых рисков (или исключений, если это КАРГО от всех рисков), цену вопроса, географию покрытия. Это правильно, но список пунктов, требующих пристального внимания, неполон. Ключевое условие работоспособности страхования международных перевозок – его законность и правильность оформления в контексте конкретных торговых отношений.

Правовую основу договора составляют три документа.

  1. ГК РФ. Для российского экспортера или импортера именно этот свод правил определяет эффективность полиса, заключенного с местным страховщиком, а также перспективы признания его незаконным после наступления страхового случая.
  2. ИНКОТЕРМС (INCOTERMS) – справочник базисных условий поставок. Он устанавливает формат договорных отношений и правила страхования международного груза внутри каждого формата.
  3. Правила ICC (Института лондонских страховщиков). Здесь описывается порядок страхового сопровождения и условия размещения импортных, экспортных грузов на страхование.

Авария в пути: кто платит компенсацию вне страны страховщика

Второй момент касается географии покрытия. Согласно программам большинства организаций, страхование груза при международной перевозке распространяется на все страны транзита (провозки), за исключением регионов, отнесенных к опасным (так называемые горячие точки). Это теория, а как страховое сопровождение работает на практике? Например, при серьезной аварии автопоезда на пути в Германию во время прохождения по Польше (застрахован товар, доставляемый автопоездом, в России).

По правилам страхования, выплату в такой ситуации можно получить непосредственно на месте инцидента или по возвращении в РФ. Со второй ситуацией вопросов не возникает, а вот первая возможна только при наличии у страховщика одного из трех:

  • собственного представительства в стране, где произошла авария;
  • партнеров, готовых осуществить выплату за исполнителя или от его имени;
  • возможности отправить к месту происшествия мобильную команду для урегулирования.

Такими инструментами оперируют всего 10% рынка страховых организаций в России. Это нужно учитывать, если покупатель полиса страхования грузов на экспорт заинтересован в быстром урегулировании.

Разница между страхованием импортных грузов и экспортных

  • страхование грузов при международных перевозках;
  • страхование импортных грузов.

Кстати, об экспорте. Есть ли различия между страховкой на импортный и экспортный товар? На самом деле программа защиты в обоих случаях используется одна. Отличаться могут требования к полису, предписанные форматом торгового контракта.

При страховании импортных грузов, в частности, наиболее распространены четыре базиса (условия) поставок, оформляемые договорами:

  • FOB (доставка морским транспортом). Импортер принимает риски (и страхует их) начиная с момента погрузки товара в порту, оговоренном контрактом с продавцом.
  • EXW – аналог классического самовывоза. Применяется при автоперевозках и мультимодальных форматах доставки. Страхование грузов при международных перевозках в этом случае должно работать в режиме door to door (с момента начала отгрузки со склада продавца или его перевозчика до разгрузки в точке приема покупателя-импортера).
  • CFR – еще один формат морской доставки. При нем страхование может начинаться со склада перевозчика или момента завершения погрузки на борт.
  • FCA – договор поставок автомобильным транспортом или комбинированная перевозка. Страховка работает по аналогии с CFR.

Во всех четырех форматах отсутствует требование по страхованию (оно рекомендовано, но необязательно, так что сотрудник таможни требовать его не должен). А в случае с экспортом к списку перечисленных базисов поставки добавятся еще два варианта – CIP (все виды транспорта) и CIF (фрахт). Вот здесь страхование должно быть и для таможенной «очистки», и для соблюдения условий международного контракта. Плюс, страхователем (в отличие от импортных контрактов, по которым покупатель почти всегда имеет более весомый страховой интерес) при экспортных поставках может выступать любая из сторон торгового соглашения.