В июне вступят в силу новые правила страхования перевозчиков

Несмотря на пандемию, 2020 год стал продуктивным в плане урегулирования корпоративного страхования. Его даже негласно называют годом стандартизации популярных страховых продуктов.

В числе стандартов, разработанных ВСС в 2020 году, – и один из самых ожидаемых сводов правил для сферы транспортных услуг. Его принятия (а точнее, узаконивания самого страхования грузоперевозчиков) представители отрасли ждали больше 10 лет. И дождались.

Случилось это 05.03.2020 г., а совсем скоро – 5 июня 2021 года – Стандарт страхования перевозчиков и экспедиторов станет обязательным для всех страховых компаний, легально работающих в России. Каких изменений в первые дни лета ждут сами предприниматели сегмента и авторы документа?

Для начала напомним, что 5 марта 2020 года Стандарт вступил в силу. А почти через две недели с целью его использования внесли правки в закон. Именно эта дата – 18 марта 2020 года – стала одной из самых значимых в контексте страхования ответственности перевозчика грузов. Законодатели наконец гарантировали де-юре возможность страховать не только сам груз и ответственность за него в пути, но и риски нарушения договора перевозки.

Что в Стандарте

Сам Стандарт готовился чуть больше года и во многом повторяет правила, прописанные в страховых программах, которыми транспортные компании пользовались и ранее. Что он предусматривает (наиболее значимые моменты).

  • Возможность застраховать ответственность перевозчика за груз и нарушение договора доставки.
  • Компенсации по договору страхования ответственности перевозчика и экспедитора не только прямых убытков, но и косвенных.
    • К первым относится стоимость утраченных товаров (реальный ущерб), плата за их доставку, расходы при попытке минимизировать урон (спасти часть партии).
    • Косвенные убытки, которые теперь де-юре могут быть прописаны в договоре страхования перевозчика (то есть стать обязательными к возмещению страховщиком), – это: неустойка, штрафы, расходы на юриста и расследование. Сюда могут входить любые траты страхователя, предусмотренные контрактом на доставку, который он нарушил.
  • Программы покрытия – привычные. То есть с поименованными рисками (выборочными) или от всех рисков. По условиям последней программы страховым считается любой случай, кроме того, что описан в полисе страхования перевозчика, как исключение.

Рисковое наполнение программы

Представители перевозочной отрасли считают большим плюсом документа отдельно оговоренный риск ответственности за нарушение условий договора перевозки. Отчасти это и их заслуга, потому как профессиональное сообщество изначально учувствовало в разработке содержания Стандарта страхования транспортных компаний, а на днях его представители присутствовали на окончательном обсуждении готового свода правил.

Эксперты уже прогнозируют скорое создание отдельной программы на базе этого риска (настолько это востребованная мера финансовой защиты). Пока же риск присутствует в комплексе и «работает» на общих основаниях. То есть ответственность исполнителя перевозки за нарушение условий заключенного с заказчиком соглашения будет считаться наступившей при условии:

  • законности такого соглашения;
  • описания риска в договоре страхования ответственности транспортной компании;
  • взаимодействия между сторонами обоих документов (заказчиком и перевозчиком, страхователем и страховщиком) на условиях открытости и полной информированности.

Нестраховыми будут считаться случаи, когда договор на доставку был нарушен сотрудниками перевозчика умышленно, или их вины в происшествии не было (обстоятельства непредсказуемого характера и непреодолимой силы). Другими словами, для выплаты по-прежнему будет обязательным либо официальное признание страховщиком ответственности страхователя по итогам собственного расследования, либо решение суда (подтверждающее, что виновником инцидента является перевозчик или экспедитор).

Чего в Стандарте нет

Как отмечают сами разработчики, новые правила страхования перевозчиков могут и будут требовать доработки. По мере его использования ВСС будет собирать предложения и претензии от обеих сторон договора, чтобы своевременно такие доработки проводить.

СА «GALAXY страхование» же тем временем продолжает проводить мониторинг страхового рынка, чтобы предложить транспортным компаниям страхование ответственности перевозчика грузов за нарушение договора по новому Стандарту на самых эффективных условиях. У нас на сайте можно не только найти страхового партнера, которому стоит доверять, но и подобрать предложение по самой выгодной цене (не сходя с места).