В морском страховании судов и грузов грядет новая эра

Пока весь мир с приятным трепетом готовится встречать Новый 2020 год, с таким же трепетом, только со знаком «минус» приближения января ждут и мировые гиганты морского судоходства. Это и понятно: как отразится введение свода IMO-2020 на индустрии, предсказать не берется никто. Есть серьезные опасения, что последствия перехода на более чистое топливо «накроют» не только сам мировой флот, но и смежную сферу страхования морских перевозок и судов.

Проблемы, о которых задумываются страховщики уже сейчас, известны:

  • применение скрубберов – эдаких «фильтров», которые позволят не менять ГСМ, но будут очищать его прямо на борту, – может стать причиной новых аварий (причем в режиме деления убытков общей катастрофы за результаты их работы отвечать готовы не все);
  • из-за использования нового оборудования для обслуживания очищенного от серы горючего растут риски в страховании каско судов;
  • из-за нестыковок законодательства, регламентирующего работу нефтеперерабатывающих предприятий и судовладельцев, есть вероятность, что экипаж должен будет самостоятельно закупать и отфильтровывать старое топливо, согласно новым правилам (а это увеличивает риски несчастных случаев и расходы на обучение).

Возможно, страхование морских грузов, как и самих судов, уже с начала года вырастет в цене. Даже продавцы страховых услуг, часто обязательных на международных маршрутах, не берутся уточнить, каким именно будет этот рост.

Риски растут

Правда, уже известно, откуда ждать обновленных ценников в первую очередь. Очень похоже, что прямо с января по всему миру повысятся ставки на страхование морских судов. Но не всех, – уверены представители сферы перевозок. «Под ударом» окажутся только малые и средние транспортные компании. Гиганты рынка, с которыми будут работать «правильные люди» (это цитата), свои расценки сохранят.

Наибольший рост придется в покрытии на риски:

  • пожаров на борту;
  • столкновений, связанных с отказом двигателя (в результате поломки из-за нового топлива);
  • неисправности крупных технических узлов.

В страховании ответственности морского перевозчика тоже ожидается пересмотр тарифов. Но эта тенденция, как считают аналитики, будет отложенной.

Скрубберы не вариант

Около 5% судов мирового флота, согласно предварительным подсчетам (в количественном выражении это более 3000 машин) планируют перейти на скрубберы. И для них у страховщиков тоже не самые приятные вести. С одной стороны, шансы на поломку мотора у кораблей невелики, что важно для расчета цены страхования судна и грузов. С другой стороны:

  • уже сформирован пул портов, в которых один из видов скрубберов будет запрещен в принципе (риск проблемной доставки);
  • не моторные поломки, но пожары и коррозия корпуса устройств с таким оборудованием весьма вероятны.

Представители индустрии морских перевозок уже констатируют очевидное: при условии, что вероятность коррозии из-за скруббера будет доказана на официальном экспертном уровне, у страховщиков появится законная возможность снять с себя обязательства по выплатам. Учитывая значимость такого риска в программе каско судна, это сильно отразится на целесообразности оформления страхового договора.

Страховщики и сами не знают всех ответов

В самом страховом сообществе тоже царит звенящая тишина. Комментировать ситуацию и строить прогнозы на ближайший год никто не решается. Западные и восточные продавцы полисов страхования морских рисков (груза, судна) едины только в одном: несмотря на стремительное приближение дня «икс», вопросов у них пока больше, чем ответов.

В частности, непонятным остается момент со штрафами за использование топлива старого образца (с содержанием серы на уровне 3% и более) при отсутствии альтернативного горючего. Учитывая специфику морских рейсов, несложно предположить, что в сегменте страховки морских грузов даже сформируется новый пул рисков. Но как и когда все это произойдет, непонятно.

В России, откуда каждый год миллионы тонн грузов отправляются в страны Европы и на американские континенты, тоже имеет место легкая паника. Хотя страхование судов осуществляется в стандартном режиме. И у пользователей/собственников малого грузового водного транспорта сохраняется возможность получить адекватный тариф. На сайте СА «GALAXY страхование», в частности, есть возможность сравнить стоимость страхования перевозок грузов (и не только морем), чтобы остановиться на оптимальном предложении. И сразу подать заявку онлайн, чтобы не переплачивать, когда цены подскочат.