Влияние санкций на грузоперевозки в трех странах: России, Казахстане и Беларуси

Самые масштабные санкции за все время, которые были введены относительно РФ, закономерно привели к тому, что возникли большие проблемы с логистикой. Они были обусловлены разными причинами, среди которых:

  • физическое закрытие границ в некоторых направлениях;
  • отказ иностранных компаний работать с российскими грузами;
  • большие проблемы с рынком страхования, который в первые месяцы испытал шок;
  • резкое подорожание как самих логистических услуг, так и многих товаров — например, запчастей для обслуживания техники и т. д.

Главная сложность заключается в том, что логистические проблемы распространились не только по территории РФ. Они оказали негативное влияние и на те страны, которые находятся в тесной связке с Россией. Сильнее всех санкции и их последствия задели логистику Казахстана и Беларуси (однако не только в негативном ключе). К концу лета уже можно делать некоторые выводы по ситуации.

Ситуация в Беларуси

РБ попала в число стран, которые сильнее других испытали на себе последствия санкций (после РФ). Это связано с запретом въезда в ЕС, а также с возросшей конкуренцией на российском направлении, что закономерно понизило ставки и уменьшило возможности для заработков. В результате грузоперевозки Беларуси во многом переориентировались на внутренний рынок.

Второй квартал показал, что перевозки по стране выросли на 25%, что за такой короткий период можно считать взрывным ростом. Российский рынок по этому показателю находится на втором месте — с ростом в 19%. А вот в Казахстане, поскольку страна сохранила допуск к ЕС, объемы внутренней логистики остались практически на прежнем уровне.

Ситуация в Казахстане

Можно сказать, что в этой стране сложилась обратная ситуация. Здесь к концу августа наблюдается взрывной рост экспорта. За второй квартал показатели в этом направлении выросли на 270%. Ожидаемо, что основной рост пришелся как раз на такие направления, как Россия (+138% по сравнению с тем же периодом за прошлый год) и Беларусь (+158%). Но это увеличение обусловлено не только работой казахстанских перевозчиков. Многие российские и белорусские компании открыли в Казахстане свои представительства. Это позволило им продолжить работу с ЕС.

В РФ и РБ экспорт наоборот снизился. Если сравнивать первый и второй квартал 2022 года, то в России потери составили -9%, а в Беларуси — -7%. Интересно, что даже с минусом показатель вырос по сравнению с прошлым годом. Как отмечают эксперты, российский и белорусский рынок очень быстро переориентировались на восточные направления. Благодаря этому и удалось выдержать баланс, не допустить резкого падения и колоссальных убытков. Хотя и при такой ситуации минус в каждой из двух стран довольно чувствительный.

А что в России? Кратко по ситуации

Интересно, что на фоне таких санкций и нарушения логистических цепочек Россия сильно увеличила количество импортных поставок с помощью автотранспорта. Во втором квартале 2022 года из других стран завезли на 45% больше грузов, чем в первом. В годовом выражении направление на данный момент прибавило 53% (по сравнению с 2021 годом). Однако здесь важно понимать, что речь идет не про увеличение импорта в целом — скорее, автотранспорт компенсирует те объемы, которые были утрачены из-за проблем с морской логистикой.

Переориентация страхового рынка

Все перечисленные изменения неминуемо отражаются на состоянии страхового рынка. В первый месяц после февральских событий он сильно просел — и логистика здесь сыграла одну из важных ролей. Но по мере того, как решались проблемы с поставкой грузов, находились и новые возможности для страховщиков. Сейчас многие компании находятся в стадии переориентации и стараются предложить рынку актуальные страховые продукты.

Если вы ищете надежную страховую компанию, которая обеспечит поддержку вашего бизнеса, сервис “GALAXY страхование” — это правильный выбор. Мы консультируем, помогаем подбирать исполнителя, сопровождаем под ключ и решаем много других задач. Обращайтесь — мы всегда поможем!