Зарубежные страховщики уходят из РФ, а Индия страхует российские грузы: ситуация на рынке

Сфера грузоперевозок одна из первых испытала на себе все сложности, связанные с беспрецедентными санкциями, которые были введены США и ЕС в отношении России. Интересно, что многие проблемы возникли не из-за того, что на какие-то грузы наложили эмбарго. Первыми “качнули лодку” зарубежные страховщики, которые на панике (просто опасаясь вторичных санкций) перестали страховать российские грузы. Это коснулось большого количества товаров, но сильнее всего на мировой рынок повлияли проблемы с доставкой нефти, зерновых и удобрений для выращивания сельскохозяйственных культур.

Чтобы понять, что сейчас происходит на рынке, достаточно рассмотреть три недавние новости.

Заявление Путина в конце июня 2022 года

Поскольку ситуация с грузоперевозками сложная, по этому поводу периодически появляются заявления от официальных лиц страны. В самом конце июня В. В. Путин прокомментировал, как проблемы со страхованием грузов, а также санкции против российских портов отражаются на ситуации в мире. Он отметил, что эта ситуация стимулирует и постепенно увеличивает проблемы с продовольствием и удобрениями в разных странах.

Ситуация обсуждалась на встрече российского лидера с президентом Индонезии. Как отметил Путин, ситуация постоянно находится на контроле — непосредственное участие в ней принимает генсек ООН Гутерриш. Россия создала прямую линию с организацией, чтобы способствовать стабилизации обстановки. Однако многое зависит и от западных стран, а также от тех санкций, которые уже были введены и готовятся для добавления в очередной санкционный пакет.

Очевидно, что при таких условиях страдает не только мировой рынок — Россия теряет большое количество денег, а страховщики находятся в постоянном поиске новых решений.

Уход с российского рынка зарубежных страховщиков: как это работает

Чуть раньше заявления Путина прозвучало несколько мнений от экспертов страховой области. Они отметили ряд тенденций, которые сейчас имеют большое значение. Например, зарубежные перестраховщики перестали работать с российскими страховыми фирмами (конечно, не все, но многие). Интересно, что ряд иностранных компаний даже нарушили свои договорные обязательства и принесли серьезные убытки своим партнерам.

На фоне такой ситуации страхование грузов при экспорте и импорте продолжает проводиться страховыми компаниями из РФ. Ни коллапса, ни бесконтрольной паники на рынке не случилось — массовых отказов от страхования со стороны грузоперевозчиков не фиксируется. А за перестраховку ответственности отвечает РНПК — Российская Национальная Перестраховочная Компания, которая была учреждена Банком России.

Как утверждают эксперты отрасли, даже на фоне такой сложной ситуации резкого роста страховых тарифов не наблюдается. Частично этот процесс сдерживает тот факт, что многие страховщики хотят заполучить крупных клиентов, а потом их удержать на долгое время.

Иностранные компании, которые покидают рынок РФ, чаще всего перепродают свой бизнес — так что он остается в стране, только уже несколько в ином формате. Все указывает на то, что сфера страхования грузоперевозок понемногу адаптируется.

Индия отвечает за страховку нефтяных танкеров из РФ

Многие страны из так называемого списка “дружественных” РФ сейчас пользуются моментом и покупают энергоносители (а также другую продукцию) с хорошей скидкой. Поскольку они заинтересованы в выгодных тарифах, то сами же предлагают решения по страховкам. Яркий пример такого подхода демонстрирует Индия.

О том, как это работает, легко расскажут цифры. Если за весь прошлый год Индия поставила из России около 1% всей купленной нефти, то за май 2022 года это число составляло уже 16,5%. С февраля страна закупила у РФ свыше 40 миллионов баррелей нефти, а в индийском регистре судоходства на данный момент сертифицировано более 80 судов, которые занимаются поставками. Напомним, что по похожей схеме действует Китай, который покупает энергоносители со скидками и сам отвечает за страхование грузов.

Все рассмотренные новости говорят об одном: ситуация на рынке страхования грузоперевозок сложная, но не безнадежная. Компании находят новые решения, а маршруты и связи постепенно перестраиваются, так что перспективы в этом направлении все еще отличные.

А если вы сами заинтересованы в оформлении качественной страховки, обращайтесь к нашему сервису “GALAXY страхование”. Мы проконсультируем, поможем выбрать продукт, а также сопроводим вас на любом этапе сотрудничества со страховой компанией.