Зерно и нефть: что происходит на рынке страхования морских перевозок с российской продукцией

События последних месяцев сильно осложнили морские перевозки зерна и нефти из России. Вокруг этой продукции сложилась неоднозначная ситуация. С одной стороны, санкции США на зерно и удобрения не распространяются. С другой стороны, страховые компании опасаются вторичных последствий и поэтому с большой осторожностью относятся к этому направлению. Также возникли проблемы со стороны Евросоюза, который установил запрет на страховки судов, перевозящих нефть.

В результате рынок по этим двум продуктам сильно просел — здесь сработали как фактические запреты, так и психологический фактор, то есть опасения страховщиков, что их тоже коснутся какие-то санкции.

Реакция США на проблему с морскими перевозками: гарантии страховщикам

Поскольку поставки удобрений и зерна из России на данный момент являются критическими, а их отсутствие на мировом рынке может привести даже к голоду в отдельных странах, ситуацию приходится регулировать искусственно. Это привело к тому, что США готовы отправить страховщикам, которые занимаются перевозкой зерна, гарантийные письма. Такие письма должны стимулировать страховые компании заключать договора, что поможет с поставками жизненно важной продукции. Сложно сказать, решит ли это проблему, поскольку есть и другие нюансы, влияющие на ситуацию.

Действия страховой биржи в Лондоне и их последствия

Причин, по которым вывезти зерно из России очень сложно, немало. Одна из них связана с действиями крупной лондонской страховой биржи. Сначала она обозначила воды в Черном, а также Азовском морях зонами повышенного риска. Речь идет о тех территориях, которые принадлежат России и Украине. Затем тот же статус был распространен на воды Балтики и Дальнего Востока. Все это тут же отразилось на стоимости страховки морских перевозок — она существенно возросла.

Комментарии президента Всероссийского союза страховщиков

Игорь Юргенс дал по поводу сложившейся ситуации свой комментарий. Он отметил, что и с морскими, и с воздушными грузоперевозками будут свои трудности. Это связано с многочисленными запретами и с ограниченными возможностями танкерного флота. Своими силами Россия не в состоянии переместить все грузы по нужным направлениям, а другие страны сталкиваются с проблемами страхования. Но, как отмечает эксперт, по мере поступления эти проблемы будут решаться. Например, часть сложностей уйдет, когда подключатся перевозчики из дружественных стран.

Направление, в котором все хорошо: пример Китая

Пока США и Евросоюз опосредованно создают проблемы страховщикам, а вместе с ними и всей отрасли, китайские перевозчики активно пользуются появившейся возможностью. Только в мае закупки российской нефти увеличились на 20% относительно обычного уровня. Китай присылает в порты Дальнего Востока свои танкеры, не имеет никаких проблем со страховками, а в качестве бонуса получает очень хорошие скидки.

О текущих объемах продаж судить пока нельзя, потому что таможня РФ больше не публикует данные по импорту и экспорту продукции. Но все говорит о том, что это пока одно из немногих направлений, где дела обстоят более чем хорошо. Особенно это справедливо в сравнении с другими странами и торговыми зонами.

Выводы по сложившейся ситуации

Очевидно, что морские перевозки зерна, удобрений, нефти и других продуктов из России переживают не лучшие времена. Огромную роль в этом играют зарубежные страховые компании, которые даже при отсутствии санкций с опасением относятся к российским грузам. Они стараются обезопасить себя на 100%, отказываясь даже от тех договоров, у которых не будет санкционных последствий. Но, как утверждают эксперты, ситуация со временем выровняется — рынок найдет новые возможности, и страховщики (текущие или уже другие) смогут брать на себя привычные обязательства.

Если вас интересуют страховые услуги в сфере грузоперевозок, ознакомьтесь с предложениями нашего страхового агентства «GALAXY страхование». Мы не просто консультируем, но и сопровождаем своих клиентов, экономя немало времени, сил, нервов и денег.