«Зонтичное» страхование грузов в пути

С 2020 года в страховании грузоперевозок произошло много нового. На ценах страховки это практически не отразилось, зато вызвало немало вопросов у новых страхователей. Впрочем, у опытных пользователей страховых услуг этой категории тоже есть, что уточнить.

Например, непривычное понятие – так называемое зонтичное страхование при перевозке товаров. Что это такое? Чем отличается? Кому выгодно? Как работает? Во избежание путаницы эксперты дали свои пояснения по «новинке».

Все новое – это хорошо забытое старое

Хотя новинкой данный вид страховки груза назвать сложно. Поскольку он представляет собой не что иное, как очередную интерпретацию одного из базовых продуктов каталога страховщиков. Это вариант генерального страхового полиса, который работает по аналогичной схеме.

Как именно:

  • компания-грузоотправитель заключает со страховой организацией договор на страхование некоей «массы» груза (объем, стоимость всех товаров, перевозимых за время действия страховой услуги);
  • отдельно каждую перевозку страхователь уже не страхует – все его рейсы покрываются единым полисом страхования грузов;
  • по итогам установленного периода (в течение которого действует страховое покрытие) страхователь отправляет страховщику отчет с объемами грузоперевозок и ценами всех доставленных товаров, договор продлевается автоматически, если нет возражений сторон;
  • урегулирование инцидентов по такому виду страхования транспорта грузов осуществляется по стандартному сценарию. Страхователь сообщает о происшествии, отправляет пакет документов. Претензия на выплату в рамках суммарной стоимости, определенной изначальным договором, рассматривается. Принимается решение и производится компенсация.

Кому это выгодно

На самом деле генполис страхования транспортировки товаров выгоден абсолютно всем (в первую очередь ценой). Но особенно он удобен ретейлерам, занятым в e-commerce. Собственно, они и «придумали» новый термин, назвав такую страховку «зонтичной».

Ситуация такова: в 2020 году, когда все, что работало офлайн, вынуждено перешло в онлайн, началась эпоха интернет-продаж. Появились и мгновенно усилились проекты под названием маркетплейсы. Предоставляя полный спектр услуг по сопровождению продажи, они во многих случаях взяли на себя работы по доставке интернет-товаров от продавца покупателю (а нередко – и их хранение на собственных складах).

Таким образом, выступая посредником в торговой сделке, маркетплейс все чаще становится одним из ключевых звеньев в логистическом процессе. Именно он договаривается с перевозчиками, поручает им доставить продукцию, а иногда – и заключает договор страхования груза (либо это делает от его имени транспортная организация).

Поскольку e-commerce – это на 99% сборные перевозки, заключать страховые полисы на каждую коробку весом 200 г в 20-тонной фуре для онлайн-товаров невыгодно. А вот единая страховка на все грузы одного типа, доставляемые за 6–12 месяцев работы маркетплейса, – это и удобно, и выгодно.

Новым является не продукт, а подход

Другое дело, что ранее получить от надежного крупного страховщика генполис страхования грузовой перевозки (товара в пути) для отправителя было делом непростым. Для маркетплейсов же (крупных многомиллионных проектов) СК сделали послабление, существенно упростив программу.

Впрочем, другим пользователям услуги, которые хотят застраховать грузы на комфортных для себя условиях, сегодня тоже вполне реально оформить такой – «зонтичный» – продукт. На сайте СА «GALAXY страхование» это можно сделать в режиме онлайн.

Опытные страхователи, которые хотят работать со страховщиком в «конвейерном» режиме (застраховать перевозимые грузы на год, а не заключить отдельный документ на каждый рейс), могут здесь провести даже конкурс между зарекомендованными компаниями. А затем сравнить их предложения и выбрать оптимальный вариант.