Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области

191015, Санкт-Петербург, Суворовский пр., 50/52

Дело № А56-32157/2015

Истец: Общество с ограниченной ответственностью "Техпартнер" (адрес: Россия 198095, Санкт-Петербург, ул.Швецова д.41,лит.В,пом.5Н; Россия 194100, Санкт-Петербург, Новолитовская ул. д.15,лит.А,оф.617,618 (ООО "Ди Си Оу"), ОГРН: 1027804919372; 1027804919372);

Оветчик: Общество с ограниченной ответственностью"Деловые линии", ООО "Группа Ренессанс Страхование" (адрес: Россия 190013, Санкт-Петербург, ул.Бронницкая 30 лит.А; Россия 115114, Москва, Дербеневская наб., дом 7; Россия 196840, Санкт-Петербург, ОГРН: 1027810306259);

о взыскании 196 464 руб. 07 коп.

Установил:

Общество с ограниченной ответственностью "Техпартнер" (истец) обратилось в суд с исковым заявлением к обществу с ограниченной ответственностью "Деловые линии" (ответчик) с требованием о взыскании 196 464 руб. 70 коп. – в возмещение ущерба, возникшего в связи с повреждением груза, принятого к перевозке по накладной №15-01093026632 от 13.03.2015 г.

Определением от 07.07.2015 г. вторым ответчиком привлечено ООО "Группа Ренессанс Страхование".

Истец заявил об уточнении исковых требований и просит взыскать с ООО "Группа Ренессанс Страхование" 196 464 руб. 70 коп. – страхового возмещения по договору страхования грузов.

Ответчик иск не признали, ссылаясь на необоснованность заявленного требования.

Исследовав материалы дела и заслушав объяснения представителей сторон, суд установил, что:

В соответствии с договором транспортной экспедиции - приемной накладной 00861094294 от 13.03.2015 года и приемной накладной 15-01093026632 от 13.03.2015 года, от отправителя ООО «Техпартнер» (истец) в адрес получателя филиал ОАО «Группа «Илим» в г. Коряжме был принят груз в количестве 4 грузоместа, весом 453 кг., объемом 1, 18 м3, заявленная стоимость 0 руб.. наименование груза «запчасти», состояние упаковки груза: «отказ от упаковки, отсутствие упаковки».

19.03.2015 г. груз по вышеуказанной приемной накладной был доставлен в адрес получателя, при выдаче составлен коммерческий акт которым зафиксировано нарушение 2 мест груза, ссылки на сопроводительные документы в указанном акте отсутствуют, равно как отсутствует и стоимость груза, степень повреждения груза или выводы о возможности/невозможности дальнейшего использования груза или стоимости его восстановительного ремонта. В указанном акте имеется отметка получателя груза.

Страховой компанией был дан ответ ГДЛ20697 от 07.04.2015 г., согласно которому событие не может быть признано страховым случаем ввиду того, что акт, составленный с водителем при выдаче груза, не содержит в себе информации о конкретном грузе, ссылок на товаросопроводительные документы.

При отправке экспедитор установил, что упаковка груза не является надлежащей, в связи с чем предложил отправителю произвести дополнительную упаковку груза за отдельную плату. От дополнительной упаковки груза, которая могла обезопасить груз от повреждений во время его транспортировки, отправитель отказался, о чем свидетельствует подпись отправителя в автодоставочной накладной 00861094294 от 13.03.2015 года.

В п. 3.1.4 договора транспортной экспедиции указано, что при сдаче к перевозке груза в упаковке, не соответствующей характеру и свойствам груза, не обеспечивающей сохранность груза при транспортировке, чувствительного к температурному воздействию и/или деформацией и/или нарушением целостности, а также иными дефектами упаковки, ответственность за все последствия порчи, повреждения и утраты несет Клиент.

В соответствии с § 26 раздела 2 «Общих правил перевозок грузов автомобильным транспортом», утв. Минавтотранспортом РСФСР от 30.07.1971 г., грузы, нуждающиеся в таре для предохранения их от утраты, порчи и повреждения при перевозке, должны предъявляться к перевозке в исправной таре, соответствующей государственным стандартам или техническим условиям, а в установленных случаях -иной исправной таре, обеспечивающей их полную сохранность.

В соответствии с § 28 раздела 2 «Общих правил перевозок грузов автомобильным транспортом» грузоотправитель отвечает за все последствия неправильной внутренней упаковки грузов (бой, поломку, деформацию, течь и т.д.), а также применение тары и упаковки, не соответствующих свойствам груза, его весу или установленным стандартам и техническим условиям.

Отправитель отказался от упаковки груза, которая по мнению экспедитора требовалась для обеспечения безопасности груза при его транспортировке. Таким образом, отказываясь от дополнительной упаковки груза, предложенной экспедитором, отправитель взял на себя все риски по сохранности груза в процессе транспортировки. Отправитель поставил ответчика в условия, когда экспедитор не имеет возможности обеспечить сохранность упаковки и груза. Следовательно, вина экспедитора в повреждениигруза отсутствует.

Согласно п. 1 ст. 4 ФЗ № 87-ФЗ от 30/06/03 «О транспортно-экспедиционной деятельности» Экспедитор обязан оказывать услуги в соответствии с договором транспортной экспедиции.

В силу положений пункта 3 статьи 801 Гражданского кодекса РФ, условия выполнения договора транспортной экспедиции определяются соглашением сторон, если иное не установлено законом о транспортно-экспедиционной деятельности, другими законами или иными правовыми актами. Пунктом 2 Закона № 87-ФЗ предусмотрено, что порядок оказания экспедиционных услуг определяется Правилами транспортно-экспедиционной деятельности.

Такие Правила утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.09.2006 № 554. Согласно пункту 5 названных Правил факт получения экспедитором для перевозки груза от клиента либо от указанного им грузоотправителя удостоверяет экспедиторская расписка, которая в соответствии со сложившейся у ответчика практикой оформляется в виде приемной накладной экспедитора. Иных экспедиторских документов по поводу указанной перевозки не составлялось.

В силу статьи 5 Закона № 87-ФЗ, ответственность за правильность и точность заполнения накладных несет клиент, при этом ООО «Деловые линии» обязано определить лишь количество мест груза, их вес и объем, что и было сделано в данном случае. Ответчиком для осуществления дальнейшего экспедирования, грузы от отправителей принимаются по количеству грузовых мест без внутритарного досмотра и поштучной сверки с товарными накладными продавца.

В соответствии с условиями договора транспортной экспедиции (п.3.1.1) прием груза экспедитором производится по количеству грузовых мест, объему и весу без досмотра и проверки содержимого упаковки, без досмотра и проверки содержимого упаковки на предмет работоспособности, внутренней комплектации, количества, качества, наличия явных или скрытых дефектов.

В связи с тем, что транспортной компанией груз принимается по количеству мест без внутритарной проверки, поэтому, какие именно запчасти и какого ассортимента, качества и стоимости были отправлены отправителем в адрес грузополучателя, определить не представляется возможным, представленные документы соотнести с фактическим содержимым упаковок так же не представляется возможности. Доказательств вложения в тару именно конкретного (по артикулу, марке,
стоимости) содержимого истцом не предоставлено.

В соответствии со ст.7 ФЗ «О транспортно-экспедиционной деятельности» от 30 июня 2003 года экспедитор несет ответственность перед клиентом в виде возмещения реального ущерба за утрату, недостачу или повреждение (порчу) груза после принятия его экспедитором и до выдачи груза получателю, указанному в договоре транспортной экспедиции, либо уполномоченному им лицу, если не докажет, что утрата, недостача или повреждение (порча) груза произошли вследствие обстоятельств, которые экспедитор не мог предотвратить и устранение которых от него не зависело, в следующих размерах:

- за повреждение (порчу) груза, принятого экспедитором для перевозки с объявлением ценности, в размере суммы, на которую понизилась объявленная ценность, а при невозможности восстановления поврежденного груза в размере объявленной ценности;

- за повреждение (порчу) груза, принятого экспедитором для перевозки без объявления ценности, в размере суммы, на которую понизилась действительная (документально подтвержденная) стоимость груза, а при невозможности восстановления поврежденного груза в размере действительной (документально подтвержденной) стоимости груза.

В соответствии с параграфом 4 раздела 10 «Общих правил перевозок грузов автомобильным транспортом» в случае разногласия между автотранспортным предприятием игрузоотправителем (грузополучателем) обстоятельства, могущие служить основанием для их материальной ответственности, оформляются актами.

При выдаче груза был составлен лишь акт КТ13 от 19.03.2015 года, которым не зафиксировано конкретное наименование поврежденного груза, степень его повреждения, либо ссылки на невозможность дальнейшего восстановления и использования груза.

Акт № 7 от 23.03.2015 года, который истец прикладывает в качестве доказательства размера ущерба, 19.03.2015 года в присутствии представителя экспедитора не составлялся, о его составлении экспедитор не был уведомлен заблаговременно.

Таким образом, представленный Акт № 7 от 23.03.2015 года освидетельствования повреждений и недостачи груза, составленный в одностороннем порядке не может служить надлежащим доказательством невозможности использования груза.

С учетом вышеизложенного, требование истца не может быть признано обоснованным

Руководствуясь статьями 167-170 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области

Решение:

В иске отказать.

Выдать истцу справку на возврат 193 руб. – излишне уплаченной госпошлины.

Решение может быть обжаловано в Тринадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня принятия Решения.