ИНКОТЕРМС-2020 и страхование грузоперевозок: что изменилось

О принятии новых правил INCOTERMS, регламентирующих доставку международных грузов, говорили весь прошлый год. Ожидалось, что их редакция 2020 года будет едва ли не революционной. Новые понятия, отмена привычных режимов, пересмотр требований для разных рейсов – эксперты прогнозировали по-настоящему серьезные изменения. Когда ИНКОТЕРМС-2020 вступили в силу, стало понятным, что ожидания несколько преувеличены. Хотя свои изменения документ привнес. В том числе в страхование грузовых перевозок.

CIP и CIF: изменились требования по части покрытия

Главное изменение, которое коснется именно страхования транспортировки грузов, касается двух классов торговых контрактов – CIF и CIP. Для первых ничего не изменится: продавец по-прежнему обязан за свой счет застраховать отправку с минимальным покрытием, если с покупателем не оговорено иное.

А вот по CIP теперь товары надо отправлять только с полным страхованием на 110% от стоимости партии. Отдельно оговариваются возможности застраховать груз на сниженную сумму. Если таких оговорок нет, нужен полис полного КАРГО на 110%.

Это связано с характером грузов, доставляемых в данных режимах. По CIF чаще возят насыпную продукцию низкой стоимости за 1 кг, ее полное страхование существенно увеличит ее стоимость, что может сказаться на спросе. По CIP же обычно доставляют дорогостоящее промышленное оборудование и его комплектующие, а такой груз нуждается в самом качественном покрытии рисков. Теперь эту его потребность (точнее, ее удовлетворение) зафиксировали в правилах перевозки.

Кто оплатит страхование таможенных рисков

ИНКОТЕРМС-2020 прямо не влияет на нормы обязательного и страхования таможенных брокеров или добровольного страхования таможенных рисков перевозчиком. Потому существенных изменений в такую практику не внесет. И все же косвенное влияние новых правил эксперты заметили.

Так, согласно обновленной версии в практике международных перевозок четко установлены те, кто принимает на себя риски таможенного оформления.

  • Если погрузка осуществляется в стране продавца – грузоотправителя, – то за таможенное сопровождение платит грузополучатель. То есть он будет требовать от исполнителя таможенных формальностей (таможенного перевозчика, если он нужен) страхования ответственности, и по действующему негласному правилу оплатит страховку таможенных рисков (ее обычно включают в стоимость услуги, если требуется привлечение уполномоченных транспортных компаний).
  • Если загрузка товара на борт транспортного средства производится в стране покупателя (получателя груза), ведет этот груз (включая действия по оформлению на таможне) продавец. Соответственно, выдвигая требования по страхованию ответственности к перевозчику грузов , включенному в реестр таможенных, должен быть готов этот полис оплатить.

Страхование транспорта: все еще не обязательно, но уже рекомендовано

Новая норма ИНКОТЕРМС-2020 требует соблюдения отправителем груза всех требований по безопасности транспорта. Уточнения сути понятия «безопасность» в новой редакции документа нет. Есть только дополнительные условия (например, проверка контейнера), без которых исполнение контракта международной доставки не будет считаться полным.

Для страховщиков это нововведение сулит определенные плюсы. Если раньше при страховании средств транспорта для грузоперевозок в договоре нужно было предусматривать это требование к страхователю (по безопасности и ее проверке) отдельно, то теперь оно действует по умолчанию. Кроме того, при организации перевозки с пересечением хотя бы одной границы между странами (учитывая новые нормы по части выбора и проверки транспортных средств) страхование парка, вовлеченного в транспортировку, теперь становится важным конкурентным преимуществом исполнителя рейса.

INCOTERMS-2020 и цена страхования грузов

В целом в плане страхования грузоперевозок новая версия ИНКОТЕРМС-2020 меняет мало. Сопровождение финансовых рисков доставки осталась рекомендованной или (для CIP и CIF) обязательной мерой. В программу страхового сопровождения грузов при этом можно включать как отдельные риски для товаров в пути, так и риск экспедиторской ответственности, повреждения транспорта (способное снизить его безопасность), возникновения неплановых расходов, связанных с нарушением процедур таможенного оформления.

Предпосылок для изменения цены страхования грузов (отдельного или комплексного) ИНКОТЕРМС в обновленной редакции не закладывает. Их закладывают другие обстоятельства (начиная с изменений правил эксплуатации морских грузовых судов). По состоянию на конец января 2020 года, тарифы остаются на прошлогоднем уровне.

В России их рост прогнозируют с марта-апреля. Тем, кто не хочет дожидаться подорожания, рекомендуем заключать долгосрочные договоры уже сегодня. На сайте СА «GALAXY страхование» для этого созданы лучшие условия: уже отобраны предложения только проверенных страховщиков, можно провести мини-тендер, не сходя с места, получить сводную таблицу цен под свои условия страховки и застраховать перевозку груза по лучшей цене. До того как она увеличится.