О чем говорят цифры: статистика за 2020 по страхованию имущества юр. лиц

Центробанк опубликовал очередной отчет по итогам 2020 года в сегменте страхования имущества юр. лиц. Напомним, ранее это были преимущественно ограниченные срезы по результатам первого полугодия и трех кварталов года. Кроме них, информацию за «пандемический» 2020-й предоставляли сами страховщики.

Их данные в целом с итогами статистических исследований ЦБ РФ совпадают. А основные тенденции, которые обещают закрепиться на российском рынке страхования бизнеса от рисков, выглядят так:

  • цены в сегменте будут расти, но даже при сохранении темпов по итогам 2021 года они вряд ли смогут догнать высокую международную динамику;
  • массового отказа страхователей от защиты, который ожидался весной 2020-го, а потом был «перенесен» (в прогнозах) на 2021-й, не случилось;
  • подходы к самому страхованию требуют доработки, причем с обеих сторон – страховщика и его клиента;
  • в рамках этой доработки страхователь уже рассматривает в качестве приоритета выбор в пользу самой надежной компании на рынке.

«Ползущая» тенденция роста цен в страховании бизнеса от рисков

Так, по результатам 2020 года средний объем сборов увеличился на 9,5%, составив 113 млрд рублей. На этом фоне количество заключенных договоров сократилось на 7% до 406 тыс. страховых полисов для бизнеса (без малого). Это первый признак повышения цен: страхового продукта продано меньше, а собрано с этих продаж больше.

Второй момент касается средней премии. Она увеличилась в 2020-м по сравнению с 2019 годом на 17,8%. То есть страховщики вполне логичным образом «компенсируют» некоторое сокращение числа проданных бизнесу страховых продуктов через повышение расценок.

Стоит отметить, что средняя динамика роста цен страхования бизнеса на международном рынке уже достигла уровня в 15% с небольшим в год. Учитывая, что тенденция изначально исходит от рынка перестрахования, эта динамика влияет и на российский рынок, чьи страховые компании работают, в том числе (а по некоторым продуктам и преимущественно) с западными перестраховщиками.

Другими словами, реакция в России на общий глобальный тренд на повышение расценок корпоративной страховки есть, что укладывается в логику мирового рынка. Но сам рост при этом идет медленнее – компании «держат» тарифы, чтобы не терять страхователя и не снижать темп роста самого внутреннего рынка.

Уходить от страхования бизнес не планирует

Казалось бы, динамика отрицательная – минус 7% договоров. При этом специалисты говорят не об оттоке, а о росте активности страхования среди корпоративных клиентов. Почему? Причин несколько.

  1. Из-за жестких карантинных ограничений, введенных в прошлом году, многие компании вынужденно закрылись. По самым оптимистичным оценкам потери рынка составили 10–15%. Отчасти именно этим объясняется сокращение страхователей.
  2. 2020 год во многом стал годом слияний, поглощений и коопераций (в рамках все того же выживания). Де-факто количество страховок бизнеса не поменялось, просто их теперь оформляет меньшее количество владельцев, в том числе, на те новые направления, которыми их компании «приросли».
  3. Еще в 2018 году среди предприятий среднего бизнеса наметилась тенденция заключения долгосрочных договоров на весь срок гарантийной эксплуатации нового оборудования, например. Оставаясь страхователями, они просто не перезаключали страховых договоров в 2020 году (потому что действовали старые).

Почему снижаются объемы выплат

По сравнению с 2019-м, в прошлом году сумма средней выплаты по страхованию имущества бизнеса упала на 24%. Чуть меньше – на 23% – снизилась общая сумма средств, которые страховые компании перечислили страхователям по итогам наступления страхового случая. Сами объемы урегулирования при этом почти не изменились (+1,5%).

Это указывает на то, что страховщики по итогам инцидентов стали компенсировать меньше денег. Причин такой ситуации может быть две:

  • в погоне за оптимизированными расходами на страхование компании плохо прорабатывают систему рисков (выбирают самые дешевые риски, чтобы премия «уместилась» в выделенный бюджет и не получают возмещения, когда «срабатывают» реальные угрозы);
  • страховщики манипулируют, изначально закладывая в договор условия, которые оставляют возможность отказа в выплате.

Обе проблемы имеют решение для страхователя. В первом случае необходимо исходить не из тарифа, а из реальных условий работы и рисков, от которых нужно застраховать бизнес. Только потом искать для уже определенного покрытия более выгодное предложение, сравнивая варианты в сводной таблице на сайте СА «GALAXY страхование». Защититься от нелояльных страховщиков можно, лишь работая с проверенными партнерами.

Страхователь ищет стабильности

Последнюю необходимость, к слову, бизнес уже осознал. На это указывает показатель концентрации. На долю страховых компаний из топ-10 рейтинга надежности ЦБ в 2020 году пришлось почти 91% заключенных договоров по имущественным видам страхования бизнеса. Это почти на 3 п. п. больше, чем в 2019 году.

Остается только добавить, что поиск надежного партнера – это сложный многоэтапный процесс, который в СА «GALAXY страхование» идет непрерывно. Потому у нас на сайте можно заключить страховой договор с гарантиями его эффективности – среди страховщиков уже фигурируют только проверенные участники рынка.