В конце 2022 года агентство «Интерфакс» провело опрос, на основании которого удалось сделать ряд выводов в отношении корпоративного страхования в условиях нестабильной ситуации. По предварительным прогнозам, в наступившем году клиентура страховщиков заметно снизится, стоимость страховых полисов по массовым видам защиты вырастет, а конкуренция на рынке обострится.
Прибыль 2022 года и рост конкуренции
Практически все крупные страховые компании отчитались о полученной прибыли в ушедшем 2022 году. Конкретные цифры игроками не раскрывались, но в процентном соотношении они сообщили о выполнении поставленных целей. То есть налицо удовлетворительный результат. Одновременно с тем сильно возросла конкуренция за платёжеспособного клиента, что сразу обозначило первостепенную задачу — пролонгировать действующие договора.
Причина борьбы за платёжеспособного клиента очевидна — это заморозка бизнеса. То есть понять, каким образом страховщикам удалось выполнить план на таком фоне, достаточно сложно. А вот объяснить причину возросшей конкуренции совсем нетрудно. По прогнозам самих страховых компаний, добровольного страхования от корпоративных клиентов ждать теперь не приходится. Разве что за исключением отдельных категорий, в которых без страховки не обойтись, и бизнес самостоятельно ищет надёжного страховщика. Пример — страхование международных грузоперевозок.
Хотя и это «палка о двух концах», ведь большая часть международных грузоперевозок стала неосуществимой, если у перевозчика нет страхового полиса.
Проблемы прошедшего года
Сильнейшим ударом в прошедшем году стало закрытие рынка международного перестрахования. В результате чего вся ответственность тяжким бременем (почти непосильным) легла на РНПК. С этого-то момента и потянулась цепочка взаимосвязанных проблем:
- закрытие рынка привело к требованию о возмещении убытков;
- удовлетворение требований застопорилось, то есть деньги в нужный срок не пришли;
- априори последовала заморозка иностранных активов;
- турбулентность стала очевидной во всех страховых секторах.
Убытки, которые понесли страховщики, были частично возмещены только спустя полгода.
Ещё одним ударом стал разрыв с западными IT-партнёрами, который вызвал проблемы технологичного характера. В результате пришлось взять курс на сохранность действующих договоров. В настоящий момент именно это направление находится в приоритете.
«Старый друг лучше новых двух»
Именно 2022 год доказал верность такого курса. В моменты испытаний опора на старых клиентов даёт гарантии жизнеспособности. Опираясь на старых клиентов, в 2022 году удержались на плаву все ведущие СК России. Инструмента, которым они пользовались, никто при опросе не скрывал. Это не означает, что страховщикам не пришлось много работать. Нет, работы прибавилось в разы. В первую очередь это корректировка существующих программ и переход на цифровой уровень. Цифровизация оказалась выгодной обеим сторонам — страховщику и страхователю. Именно цифровизация позволила сократить размер страхового взноса и создать «линию сопротивления» с помощью антикризисных программ.
Новые планы СК
Практически все страховые компании в России переходят в новый цифровой формат. Это первая задача на ближайшее будущее. Цифровизация доказала свою дееспособность в условиях кризиса, поэтому в новый формат постепенно будут переводить все традиционные сервисы обслуживания клиентов. Для этого каждая компания намерена выделить IT-сферу в отдельное подразделение, заручившись одновременно поддержкой правительства. Только таким образом можно стать независимой от международного влияния структурой.