
Транспортные услуги – дело востребованное, важное и благородное. Но даже самой современной машиной управляет человек. А "таблетки" от ошибок, которые допускают даже специалисты высшего класса, пока не придумали.
Правда, первый шаг на этом пути уже сделан: нет средства для предупреждения ошибок водителей, но есть способы устранения их последствий. Для таких целей и используется договор страхования ответственности перевозчика. Для грузоперевозчиков его заключение пока остается делом добровольным. А вот осуществлять пассажирские перевозки без полиса ОСГОП с января 2013 года уже нельзя.
Полис ОСГОП: зачем он нужен?
К чему все это? К тому, что раз документ нужен, то знать о нем страхователь должен все до последней детали. Их в случае с полисом ОСГОП не так много, и все же.
Что обязывает перевозчиков страховать ответственность перед пассажирами?
ОСГОП – требование Закона 67-ФЗ, подписанного летом 2012 года и вступившего в силу в начале 2013 года. Цель документа одна – обеспечить возмещение ущерба здоровью, жизни, имуществу пассажиров транспортных компаний. В списке тех, кому требуется обязательное страхование гражданской ответственности перевозчика – транспортные организации, которые осуществляют платные услуги по перевозке людей.
Сюда входят все – авиационные компании, ж/д и автоперевозчики. Вне зависимости от дальности их маршрутов (по городу, межгород, международные рейсы) они должны иметь страховку. Исключений всего два: легковые такси и метрополитен.
Что будет, если нет полиса?
Контролирует наличие полиса РОСТРАНСНАДЗОР. В случае отсутствия страховки перевозчик лишается права пользования транспортом. Согласно нормам КоАП его обяжут заплатить штраф:
- от 40 до 50 тысяч рублей для администрации компании;
- от 0,5 до 1 миллиона рублей с самой компании.
"Обойти" санкции можно, заключив договор страхования ответственности на добровольном основании с включением рисков, предусмотренных 67-ФЗ (на момент проверки он уже должен быть).
"Товар лицом": что такое страхование ответственности перед пассажирами?
Федеральный закон №67 – основной документ, который регламентирует:
- обязательное страхование ответственности перевозчиков перед пассажирами;
- требования к страховым компаниям, которые могут выдавать полис ОСГОП;
- алгоритм проверки наличия полиса;
- последствия невыполнения требования;
- процедуру действия страховой услуги.
Кроме 67-ФЗ вопросы, связанные с ОСГОП регламентируют Постановления Правительства России под номерами:
- 1484 (в нем определяется программа расчета количества застрахованных пассажиров);
- 1378 (здесь рассматривается процедура оформления компенсаций);
- 1344 (фиксируются лимиты тарифов);
- 1164 (описывается порядок расчета страхового возмещения).
Организационные вопросы по ОСГОП
Предметом страхования по ОСГОП, как и в случае с CMR-страховкой, выступает ответственность водителя. Страхователь – перевозчик, получатель возмещения – потерпевший пассажир. Количество застрахованных пассажиров определяется в зависимости от вместимости машины. Но в 67-ФЗ предусмотрено, что пассажиром является любой человек, который на момент аварии находился в салоне автобуса на законных основаниях.
Страхователь обязан не только заключить договор страхования ответственности перевозчика пассажиров, но и уведомить последних о действии гарантии. Информация о страховке должна фигурировать на билетах, в буклетах, на сайте перевозчика.
Цена вопроса регламентируется законодательно. Точнее, закон устанавливает минимум и максимум тарифных ставок, а в разрешенном диапазоне страховщик может варьировать их так, как считает нужным. В целом стоимость страховки зависит от:
- вместимости транспорта;
- возраста, марки и состояния машины;
- стажа водителя;
- территории действия договора.
Страховые суммы тоже установлены законодательно и составляют от 2,025 миллиона рублей за причинение вреда жизни до 23 тысяч рублей (максимум) за вред имуществу. За ущерб здоровью предусмотрен максимум в 2 миллиона рублей. Это – на одного пассажира.
Страхование ответственности перевозчика пассажиров и грузов: в чем разница?
Изучив условия страхования ответственности перевозчика перед пассажирами, несложно провести параллель со страховкой перевозчика грузов. Действительно, по многим пунктам договоры похожи:
- они предусматривают финансовую защиту транспортной организации;
- по обоим контрактам наступление страхового случая признается по факту доказательства вины водителя;
- страхователем выступает только перевозчик.
Но отличия между ними есть. Начиная с того, что страхование ответственности перевозчика грузов – добровольное дело, а полис ОСГОП – обязательный документ для осуществления законной деятельности. По второму договору есть четко оговоренные предельные значения тарифов страховщиков, что на руку страхователям.
В случае с ОСГОП предусмотрен контроль над исполнением страховой организацией обязательств (предусмотрены санкции за необоснованный отказ в выплатах или сознательную их задержку). Следит за этим НССО – национальный союз страховщиков ответственности (который, к слову, уже зарекомендовал себя в сегменте контроля покрытия рисков на опасных объектах производства).
Наконец, сама суть гарантий по договорам страхования гражданской ответственности перевозчика грузов и пассажиров отличается. В случае с ОСГОП страхователь отвечает только перед пассажиром – за сохранность его здоровья, жизни, багажа и личного имущества при себе. Ответственность грузоперевозчика предполагает сохранность груза, здоровья и имущества третьих лиц, которые могут пострадать по вине перевозчика, финансовых интересов заказчика доставки.
Что бы вам ни требовалось застраховать – ответственность водителя пассажирского автобуса или тягача с грузом, – мы всегда готовы направить вас к лучшим страховщикам. Их тарифы для наших клиентов – самые низкие, а условия всегда согласовываются индивидуально. На нашем сайте вы сможете подсчитать цену страхования ответственности автоперевозчика, например, и подать заявку на заключение договора, не вставая с места. С вас – желание получить полис, с нас – комфортные условия его оформления и гарантии его действия.