Обязательное страхование ответственности перевозчиков пассажиров: как это работает?

Транспортные услуги – дело востребованное, важное и благородное. Но даже самой современной машиной управляет человек. А "таблетки" от ошибок, которые допускают даже специалисты высшего класса, пока не придумали.

Правда, первый шаг на этом пути уже сделан: нет средства для предупреждения ошибок водителей, но есть способы устранения их последствий. Для таких целей и используется договор страхования ответственности перевозчика. Для грузоперевозчиков его заключение пока остается делом добровольным. А вот осуществлять пассажирские перевозки без полиса ОСГОП с января 2013 года уже нельзя.

Полис ОСГОП: зачем он нужен?

К чему все это? К тому, что раз документ нужен, то знать о нем страхователь должен все до последней детали. Их в случае с полисом ОСГОП не так много, и все же.

Что обязывает перевозчиков страховать ответственность перед пассажирами?

ОСГОП – требование Закона 67-ФЗ, подписанного летом 2012 года и вступившего в силу в начале 2013 года. Цель документа одна – обеспечить возмещение ущерба здоровью, жизни, имуществу пассажиров транспортных компаний. В списке тех, кому требуется обязательное страхование гражданской ответственности перевозчика – транспортные организации, которые осуществляют платные услуги по перевозке людей.

Сюда входят все – авиационные компании, ж/д и автоперевозчики. Вне зависимости от дальности их маршрутов (по городу, межгород, международные рейсы) они должны иметь страховку. Исключений всего два: легковые такси и метрополитен.

Что будет, если нет полиса?

Контролирует наличие полиса РОСТРАНСНАДЗОР. В случае отсутствия страховки перевозчик лишается права пользования транспортом. Согласно нормам КоАП его обяжут заплатить штраф:

  • от 40 до 50 тысяч рублей для администрации компании;
  • от 0,5 до 1 миллиона рублей с самой компании.

"Обойти" санкции можно, заключив договор страхования ответственности на добровольном основании с включением рисков, предусмотренных 67-ФЗ (на момент проверки он уже должен быть).

"Товар лицом": что такое страхование ответственности перед пассажирами?

Федеральный закон №67 – основной документ, который регламентирует:

Кроме 67-ФЗ вопросы, связанные с ОСГОП регламентируют Постановления Правительства России под номерами:

  • 1484 (в нем определяется программа расчета количества застрахованных пассажиров);
  • 1378 (здесь рассматривается процедура оформления компенсаций);
  • 1344 (фиксируются лимиты тарифов);
  • 1164 (описывается порядок расчета страхового возмещения).

Организационные вопросы по ОСГОП

Предметом страхования по ОСГОП, как и в случае с CMR-страховкой, выступает ответственность водителя. Страхователь – перевозчик, получатель возмещения – потерпевший пассажир. Количество застрахованных пассажиров определяется в зависимости от вместимости машины. Но в 67-ФЗ предусмотрено, что пассажиром является любой человек, который на момент аварии находился в салоне автобуса на законных основаниях.

Страхователь обязан не только заключить договор страхования ответственности перевозчика пассажиров, но и уведомить последних о действии гарантии. Информация о страховке должна фигурировать на билетах, в буклетах, на сайте перевозчика.

Цена вопроса регламентируется законодательно. Точнее, закон устанавливает минимум и максимум тарифных ставок, а в разрешенном диапазоне страховщик может варьировать их так, как считает нужным. В целом стоимость страховки зависит от:

  • вместимости транспорта;
  • возраста, марки и состояния машины;
  • стажа водителя;
  • территории действия договора.

Страховые суммы тоже установлены законодательно и составляют от 2,025 миллиона рублей за причинение вреда жизни до 23 тысяч рублей (максимум) за вред имуществу. За ущерб здоровью предусмотрен максимум в 2 миллиона рублей. Это – на одного пассажира.

Страхование ответственности перевозчика пассажиров и грузов: в чем разница?

Изучив условия страхования ответственности перевозчика перед пассажирами, несложно провести параллель со страховкой перевозчика грузов. Действительно, по многим пунктам договоры похожи:

  • они предусматривают финансовую защиту транспортной организации;
  • по обоим контрактам наступление страхового случая признается по факту доказательства вины водителя;
  • страхователем выступает только перевозчик.

Но отличия между ними есть. Начиная с того, что страхование ответственности перевозчика грузов – добровольное дело, а полис ОСГОП – обязательный документ для осуществления законной деятельности. По второму договору есть четко оговоренные предельные значения тарифов страховщиков, что на руку страхователям.

В случае с ОСГОП предусмотрен контроль над исполнением страховой организацией обязательств (предусмотрены санкции за необоснованный отказ в выплатах или сознательную их задержку). Следит за этим НССО – национальный союз страховщиков ответственности (который, к слову, уже зарекомендовал себя в сегменте контроля покрытия рисков на опасных объектах производства).

Наконец, сама суть гарантий по договорам страхования гражданской ответственности перевозчика грузов и пассажиров отличается. В случае с ОСГОП страхователь отвечает только перед пассажиром – за сохранность его здоровья, жизни, багажа и личного имущества при себе. Ответственность грузоперевозчика предполагает сохранность груза, здоровья и имущества третьих лиц, которые могут пострадать по вине перевозчика, финансовых интересов заказчика доставки.

Что бы вам ни требовалось застраховать – ответственность водителя пассажирского автобуса или тягача с грузом, – мы всегда готовы направить вас к лучшим страховщикам. Их тарифы для наших клиентов – самые низкие, а условия всегда согласовываются индивидуально. На нашем сайте вы сможете подсчитать цену страхования ответственности автоперевозчика, например, и подать заявку на заключение договора, не вставая с места. С вас – желание получить полис, с нас – комфортные условия его оформления и гарантии его действия.