Онлайн-технологии в корпоративном страховании: спрос и предложение

Корпоративное страхование в России на удивление спокойно пережило кризис 2020 года, связанный с Covid и мерами, принимаемыми для его нераспространения. Почти 80% страховых компаний, предоставляющих услуги страхования бизнесу, отчитались по итогам года о положительной динамике сборов и продаж страховых продуктов. Только 10% отметили значительный спад (свыше 30%). Еще 10% сохранили показатели «допандемических» периодов.

В 2021 году пока прогнозы тоже позитивные. Страховщики из топ-20 рейтинга надежности ЦБ РФ фиксируют прирост премий и клиентов по итогам I квартала. Динамика – на уровне 20–25%, что для такого консервативного рынка, как страхование бизнеса от рисков, довольно много.

Как отмечают представители страховых организаций, во многом успешно пережить непростые времена им помогли именно онлайн-технологии. Правда, пока они касаются не столько страхования компаний, сколько способа контакта страховщиков и страхователей.

Импульс

Весной 2020-го, когда «в карантин» вынуждены были уйти (то есть закрыться) не только страхователи, но и страховщики, запрос на онлайн-страховые продукты резко вырос. Тогда и начался полноценный бум, результаты которого сегодня уже обещают стать устойчивыми:

  • почти 70% страховых компаний внедрили у себя формат онлайн-заявки (по тем продуктам, которые требуют личного контакта сторон договора корпоративного страхования, она сводится к предварительному согласованию);
  • более трети страховых организаций запустили работу по созданию собственных сервисов онлайн-скоринга (оценки риска);
  • примерно 20% крупных страховщиков сумели даже реализовать механизмы удаленного урегулирования по простым программам корпоративного страхования.

На сегодняшний день бизнесу доступна лишь часть онлайн-технологий (страховых). В большинстве случаев она сводится к возможности удаленно оформить страховой полис и отправить документы по урегулированию, чтобы минимизировать «точки контакта» между страховщиком и страхователем. Но есть и более глубокие интеграции, которые, как считают эксперты, могут очень скоро стать драйверами всего рынка.

Запрос на онлайн-страхование в бизнесе

В розничном страховании запрос на удаленное обслуживание был массовым и сформировался давно. Корпоративный же сектор в этом плане долго отставал. Точнее, страхование малого и среднего бизнеса интересовало его представителей еще с 2015 года. А вот крупные компании, которые формируют портфель страховых премий примерно на 60–70%, в этом плане оказался более консервативным.

Правда, пандемия внесла в этот консервативный подход некоторые изменения:

  • порядка 50% крупных страхователей заявили о желании получить возможность выбора страховщика без личного посещения офиса;
  • почти все предприятия, которые пользуются комплексными программами корпоративной страховки, оказались заинтересованы в удаленном сопровождении страхового полиса (речь не столько об урегулировании, сколько о консультациях, заключении допсоглашений, расширениях, бесконтактном продлении и т. д.);
  • урегулировать страховые случаи крупный бизнес тоже хочет дистанционно (правда, его партнеры пока не находят для этого возможностей), а вот заключать страховой договор предпочитает на бумаге.

Предложение на рынке онлайн-страхования бизнеса

В ответ на растущий спрос на страхование малого бизнеса рынок уже предложил целый каталог удаленных продуктов. Все они пока коробочные и предполагают фиксированную стоимость. Как правило, это самые простые и часто используемые страховые программы:

  • страхование арендатора типового офиса;
  • страховка ответственности владельца торговых помещений;
  • страхование товаров и товарно-материальных ценностей;
  • страховой полис на случай пожара на складе и т. д.

Некоторые из продуктов уже активно развиваются, пользуясь немалым спросом. Другие все еще не привлекают внимания (в первую очередь из-за того, что предлагаются отраслям, которые, пострадав из-за кризиса, не считают нужным тратить средства на страховое сопровождение).

Но прогнозы в целом положительные. Страховщики из топ-10 рейтинга ЦБ уже работают с 5–20 такими видами страхования бизнеса и планируют до конца 2021 года запускать новые.

Эффективное совмещение офлайн и онлайн

Что касается крупного бизнеса, то его интерес к удаленному страхованию тоже растет, но медленно. Впрочем, для больших предприятий (да и средних, и малых тоже, которые хотят пользоваться индивидуальными программами) действуют комбинированные сценарии. СА «GALAXY страхование» предлагало их еще до начала кризиса и сегодня продолжает работать в интересах страхователя.

Суть такого подхода – в частичном онлайн-страховании бизнеса. Когда компания может удалено подобрать программу, сравнить цены самых надежных потенциальных страховых партнеров, подать заявку на обслуживание и получить страховой договор на бумаге.