Сделан первый шаг к законности страхования ответственности перевозчика

Ответственность перевозчика и экспедитора скоро можно будет застраховать без опаски. Проект, который давно ждал российский рынок грузоперевозок, успешно прошел первое чтение в Госдуме и передан на дальнейшее рассмотрение. Уже через месяц дело должно получить дальнейший ход.

Немного истории

Это не первая попытка устранить законодательный казус, связанный со страхованием ответственности перевозчика и экспедитора. За последние 10 лет попытки принимались трижды, но будучи постоянно откладываемыми, проекты так и оставались в архиве парламента. В этом году, очень похоже, ситуация сдвинется с мертвой точки.

Суть казуса в следующем:

  • ст. 932 ГК указывает на возможность застраховать ответственность по договору только по тем видам деятельности, по которым есть отдельно принятые законы;
  • в 87-ФЗ (экспедиторы) и 259-ФЗ (транспортные компании) ничего не сказано о возможности страхования договорной ответственности;
  • хотя страховка на случай нарушения обязательств в РФ де-факто не является законной (из-за ГК и профильных законов), крупные заказчики требуют ее наличия для заключения регулярных договоров перевозки.

То есть страхование перевозчика и экспедитора все эти годы было одним из условий больших тендеров, и страховщики его продавали. Но при наступлении страховых событий многие из них ссылались на ГК, отказывали в выплате, указывая на незаконность страхового полиса. Понятное недовольство страхователя спровоцировало настоящие судебные баталии между не самыми исполнительными страховыми организациями и опытными грузоперевозчиками.

Первый «прорыв»

Есть даже решение Верховного суда, которое и дало новый толчок рассмотрению вопроса на высшем уровне. Согласно этому решению, договор страхования ответственности грузоперевозчика является действительным, несмотря на ст. 932 ГК, при соблюдении одного из двух (или обоих одновременно) условий:

  • у страховщика есть стандартная практика продаж полиса (страховая услуга имеется в линейке и оформляется по запросу страхователя);
  • речь о страховании грузоперевозчика при совершении международного рейса (когда международное законодательство, которое не запрещает данного вида страхового сопровождения, приоритетно).

Принятие решения ВС в 2015 году стало одним из переломных моментов, значительно сократив количество необоснованных отказов. Но практика показала, что его недостаточно. После чего неоднократно поднимался вопрос о внесении изменений в ГК или профильные законы, регламентирующие работу грузоперевозчиков и экспедиторских компаний.

Суть изменений

Стоит отметить, что рассматриваемый сейчас законопроект де-факто узаконит только страхование гражданской ответственности перевозчика грузов, который работает с автотранспортом. То же касается и экспедиторов. Состав изменений, предложенный в проекте, до смешного прост. Это всего два пункта:

  • дополнить ст. 19 259-ФЗ фразой о праве застраховать ответственность для перевозчика;
  • внести в п. 4 ст. 3 87-ФЗ строчку о том, что экспедитор вправе оформить страхование ответственности при перевозке грузов.

Маленькие правки в законе – большие гарантии для сторон договора перевозки

Правки очень короткие и простые, но изменить они могут многое. В частности, после окончательного принятия законопроекта исполнители автоперевозок смогут застраховать свою ответственность на случай:

  • несвоевременной подачи машины;
  • недостачи груза по прибытии на место выгрузки;
  • порчу товара во время простоя на таможне и любые другие отклонения от договора доставки (прописанные в документе, завизированном заказчиком и исполнителем).

Понятно, что исключения из покрытия страховщики оставят, но огульных отказов с отсылкой к ГК больше не будет. Сейчас законопроект прошел первое чтение и ждет правок до 6 декабря этого года.

Тем же, кто уже сегодня хочет получить полис страхования экспедитора или перевозчика, который будет работать на интересы страхователя, предлагаем программы страховщиков, готовых платить по счетам с первого дня работы. В портфеле СА «GALAXY страхование» собраны компании, которые всегда продавали рабочую услугу по адекватной цене.