Стоит ли страховать доставку или достаточно страховки экспедитора

Согласно предварительным данным, грузооборот в России за январь – июнь 2021 года вырос почти на треть. При этом количество аварий на дорогах при доставке различных товаров увеличилось на 22%. В связи с чем транспортные компании стали куда активнее страховать свои риски.

Грузовладельцы, в свою очередь, взяли на вооружение обратную практику. Они все чаще отказываются от оформления страховки груза, рассчитывая на достаточность страхового полиса у исполнителя рейса.

Чем грозит такой подход к риск-менеджменту поставщиков различной продукции и почему страхование транспортной компании не решает всех проблем, связанных с вероятным ущербом во время перевозки? Учитывая, что тенденция условного перехода владельцев груза от самостоятельного страхования своих рисков к страхованию рисков экспедитора им самим набирает популярности, разобрать данный вопрос будет полезно всем.

Почему так случилось

Так, почему страхование груза уступает позиции страхованию грузоперевозки ее исполнителем? Эксперты называют три причины:

  • Недавнее урегулирование проблем страхования экспедиторов и перевозчиков в законодательстве (которое, наконец, поставило точку в давнем конфликте сторон страхового договора и практически лишило нелояльных страховщиков возможности безосновательно отказывать в выплате). Если коротко, то страхование ответственности за перевозку заработало эффективнее.
  • Максимальная ответственность транспортной компании за груз, прописанная в законе.
  • Общий экономический климат, который вынуждает поставщиков искать новые возможности снижения постоянных расходов. В том числе через делегирование финансовой ответственности за товары тому, кто занят их доставкой.

Почему расчет на страхование грузоперевозчика не оправдан

С одной стороны, логика поставщика понятна: законом экспедитору, например, предписано нести за доставку полную ответственность. Соответственно, любые инциденты в пути должны покрываться им самим. Даже если конкретная логистическая компания не располагает достаточной суммой покрытия, она все равно сможет компенсировать ущерб средствами своего страховщика.

Такой подход привел к тому, что любая более или менее дорогостоящая доставка теперь осуществляется только при наличии у ее исполнителя (экспедитора) полиса страхования ответственности за груз. Но есть и другая сторона, которая может принципиально изменить ситуацию для заказчика перевозки в случае происшествия.

По сути:

  • пусть и немногочисленные, но ограничения ответственности транспортной компании закон установил;
  • страховой полис экспедитора или перевозчика может включать не все риски (соответственно, он останется ответственным материально, но выплатить сумму средств заказчику не всегда сможет, поскольку его страховщик в компенсации откажет);
  • и главное, страхование перевозимого груза и ответственности за его сохранность покрывает разные риски каждой из сторон договора на доставку или экспедицию.

Эти продукты не взаимозаменяемы. Они являются звеньями единой цепочки страхового сопровождения процесса доставки. Если одно из звеньев удалить (в данном случае страхование транспортируемых грузов), пострадают в результате все.

Плюс, в организации дальних сложных рейсов могут принимать участие несколько подрядчиков. На этапах их смены (хранения грузов на складе, например) ответственность за товар несет только экспедитор. А в некоторых случаях ее несет лишь складской оператор по договору об оказании услуги хранения. В случае гибели грузов при перегрузках, погрузках, содержании продукции компенсировать ущерб может быть сложно. Без страхования карго поставщик получит как минимум долгосрочные судебные тяжбы, как максимум – ущерб, который обременит его собственный бюджет.

Вместо выводов – рекомендации

Во избежание сбоев в поставках и потери доверия со стороны заказчиков (все-таки страхование значительно сокращает период ликвидации последствий инцидентов) отказываться от страховых продуктов для грузов не стоит. Тем более что тарифы страховку грузоперевозок остаются оптимальными.

На сайте СА «GALAXY страхование» поставщик может в любой момент сравнить цены на страховые услуги зарекомендованных компаний и сделать выбор в пользу самого выгодного предложения. Онлайн. Без делегирования довольно важной (для владельца груза) функции экспедитору.