Страхование грузоперевозок спасут «коробки» и цифровые технологии

Несмотря на негативные прогнозы, сегмент продаж корпоративной страховки в целом за январь – май 2020 года показал прирост. Даже больше, в апреле – июне, в период нерабочих дней, когда должно было начаться «великое падение» сборов, в целом по показателям страховых компаний из топ-20 рейтинга надежности ЦБ тоже отмечался рост. По разной информации (результатам разных страховщиков), он в среднем составил 5–15%.

Правда, на фоне положительной среднестатистической динамики есть продукты, которые в продажах потеряли. Первым из них стало страхование грузоперевозок в целом и страхование международных перевозок грузов в частности. Если верить подсчетам крупнейших страховых организаций, этот сегмент потерял чуть больше 8% от суммы сборов.

Негативную динамику еще можно «переломить»

По итогам лета негативные показатели станут еще более явными, а тенденция обретет устойчивость, – уверены аналитики. Хотя даже в таких условиях говорить о кризисе в одной из ключевых отраслей страхования корпоративных клиентов еще рано. Страховщики уже принимают определенные меры, чтобы выровнять ситуацию.

Эксперты считают, что во всем многообразии инструментов, которые можно использовать, чтобы удержать действующий уровень продаж в страховании рисков при перевозке грузов, наиболее действенными будут три решения.

  1. Переход в онлайн.
  2. Развитие линейки коробочных продуктов по страхованию грузовых перевозок.
  3. Упрощение программы урегулирования страховых событий в страховании товаров, перевозимых по России.

Дистанционное страхование грузоперевозок

Как и все остальные направления, страхование транспорта грузов активно переходит на дистанционный режим организации отношений между сторонами договора. В особенности это касается автомобильных доставок, потому как железнодорожные и морские перевозки из-за пандемии и закрытых границ пока существенно сократились.

По состоянию на начало июня 2020 года более 30 компаний, занятых таким страхованием в России, уже реализовали алгоритмы продаж электронных страховок. Причем в каталоге предложений – все популярные виды страхового сопровождения:

  • комплексные договоры страховки от всех рисков ( страхование автомобильных перевозок груза и ответственности перевозчика, экспедитора);
  • коробочные «урезанные» страховые полисы (основной набор рисков для грузов – хищение, пожар, залив дождем);
  • индивидуальные виды страховки с поименованными рисками;
  • генеральные страховые полисы и т. д.

Партнерство или тендер

Оформить договор страхования груза можно как на сайте конкретного страховщика, так и у его партнера – СА «GALAXY страхование». Причем в последнем случае страхователь имеет возможность не только удаленно подать заявку, но и провести мини-тендер между самыми надежными участниками рынка, сравнив предлагаемые ими тарифы в сводной таблице.

Предложение ограничено

Организация страховой проверки там, где она требуется, в удаленном режиме пока реализована лишь у нескольких страховщиков. Но эксперты уверены, что это только начало.

Пока мир борется с пандемией, страховой рынок активно переходит на удаленное сотрудничество, внедряя новые технологии. Именно последние в итоге сделают возможным полностью бесконтактное страхование грузов для всех от тех страховых компаний, которые планируют пережить глобальный кризис.

Коробочное страхование грузов

Вторая тенденция – коробочные решения. Поскольку страхование международных грузов по-прежнему подчиняется (в большинстве случаев) общим правилам ИНКОТЕРМС, для него такой вариант не всегда актуален.

А вот для страхового сопровождения внутренних перевозок по России и странам ЕАЭС, напротив, «коробки» – оптимальный вариант. Это очевидно хотя бы по тому, как активно растет спрос на такой формат страхового полиса.

Некоторые эксперты уверены, что коробочный договор страхования перевозок, если оно будет и дальше развиваться, буквально спасет рынок услуг по страховому сопровождению рейсов внутри страны. При этом стандартный набор рисков в таких программах будет неизменным еще минимум 10 лет. В этом списке (по убыванию спроса со стороны страхователя):

  • хищение товаров в пути;
  • попытка проникновения в грузовой отсек злоумышленников;
  • повреждение груза в результате дорожного происшествия;
  • залив водой;
  • пожар.

Урегулирование страховых событий

Именно сложности в получении выплат по страхованию доставки грузов остаются главной проблемой для страхователя и фактором, который тормозит развитие всего направления, по мнению аналитиков. В последние годы страховщики, заинтересованные в удержании портфеля постоянных партнеров, приложили немало усилий, чтобы уменьшить эти сложности для своих клиентов.

Проведена большая работа по сокращению сроков рассмотрения претензий на компенсации, уменьшению пакета требуемых документов. Еще один шаг навстречу страхователю – урегулирование событий онлайн. Его уже активно внедряют многие страховые компании. Правда, касается данное правило пока что только внутренних перевозок (страхования доставки по России).

Но в будущем сама по себе технология дистанционной работы по страховым случаям вполне может стать правилом для всех договоров. И такая практика тоже может оказаться спасительной для рынка, – настаивают специалисты.