Страхование грузов при перевозках на железнодорожном транспорте

Одним из наиболее популярных видов транспорта используемого для перевозок застрахованных грузов является железнодорожный транспорт (естественно после автомобильного). Страхование перевозок на ж. д. транспорте имеет ряд своих особенностей и связаны они не только с типом вагонов и видом груза, а больше с тем, что практически на протяжении всего маршрута за грузом невозможно следить и на 100% гарантировать его безопасность нельзя. Но, не смотря на все свои минусы, железнодорожный транспорт имеет и много плюсов: ж. д. состав может перевозить грузы в любую погоду и там, где автотранспорт не в состоянии проехать из-за разбитой дороги; автотранспорт не способен перевезти сцепку из 50 или даже из 150 вагонов; на железных дорогах нет пробок в отличие от автомобильных дорог.

Страховое покрытие и применение основных групп рисков в зависимости от типа вагона при страховании перевозок ж. д. транспортом:

1. Вагоны-автомобилевозы — тип вагонов специально предназначенных для перевозок автотранспорта как легкового, так и грузового. Данный тип вагонов представляет собой крытый вагон или платформу, может быть двухъярусным для увеличения вместимости. При страховании такого типа вагонов могут использоваться абсолютно все известные группы рисков, а так же набор из «согласованных рисков», так как груз максимально защищен не только от хищения, но и от мелких повреждений.

2. Вагон бункерного типа — это своего рода цистерна для перевозки сыпучих грузов (мука, зерно, цемент, щебень и прочее) и неагрессивных нефтепродуктов: (вязкий нефтебитум и нефтяной кокс). Для данного типа вагонов подойдут все группы рисков, но с оговорками в зависимости от типа перевозимого груза, так как груз в таких вагонах перевозится специфический и требующий особого подхода в принятии на страхование.

3. Вагон-кенгуру — данный тип вагонов применяется для интермодальных перевозок застрахованных грузов и представляет собой платформу оборудованную для размещения на ней полуприцепа. В данном случае набор рисков и определение группы рисков будет зависеть от того какой груз перевозится и как он упакован.

4. Вагон-цистерна — тип вагона, предназначенный для перевозки жидкостей, а также для перевозки муки и цемента. Для данного типа вагонов подойдут все группы рисков, но с оговорками в зависимости от типа перевозимого груза, так как груз в таких вагонах перевозится специфический и требующий особого подхода в принятии на страхование.

5. Думпкар — тип вагона, предназначенный для перевозок угольно-рудных грузов, грунта, песка, щебня и других подобных грузов. Застраховать грузы при перевозках в такого типа вагонах можно от рисков: частной аварии, рисков крушения или согласованных рисков, но риски связанные с повреждениями покрываться не будут. Дополнительно могут применять оговорки в зависимости от типа груза и маршрута перевозки.

6. Крытый вагон — самый распространенный тип вагона закрытый со всех сторон и максимально защищающий застрахованные грузы от механических повреждений и рисков хищения (Кражи). При страховании такого типа вагонов могут использоваться абсолютно все известные группы рисков, а так же набор из «согласованных рисков».

7. Платформа — тип вагона предназначенный для перевозок крупногабаритного груза, контейнеров, спецтехники и прочего оборудования. Данный тип вагонов не имеет практически никакой защиты и в большинстве случаев страховое покрытие, которое могу предложить страховщики это: риски частной аварии, риски крушения и согласованные риски. В отдельных случаях, когда груз идет в контейнере или тщательно упакован, страховщики могут предложить страхование от всех рисков. Могут применять дополнительные оговорки в зависимости от типа груза, упаковки и маршрута.

8. Полувагон — открытый без крыши вагон с высокими бортами, предназначенный для перевозки навалочных грузов, контейнеров и иных грузов, не требующих защиты от атмосферных осадков. Данный тип вагонов не имеет практически никакой защиты и в большинстве случаев страховое покрытие, которое могу предложить страховщики это: риски частной аварии, риски крушения и согласованные риски. В отдельных случаях, когда груз идет в контейнере или тщательно упакован, страховщики могут предложить страхование от всех рисков. Могут применять дополнительные оговорки в зависимости от типа груза, упаковки и маршрута.

9. Транспортёр — тип вагона, специально предназначенный для доставки крупногабаритных и тяжеловесных грузов. Данный тип вагонов не имеет практически никакой защиты и в большинстве случаев страховое покрытие, которое могу предложить страховщики это: риски частной аварии, риски крушения и согласованные риски. В отдельных случаях, когда груз тщательно упакован, страховщики могут предложить страхование от всех рисков. Могут применять дополнительные оговорки в зависимости от типа груза, упаковки и маршрута.

10. Рефрижераторный вагон – специальный вагон, оборудованный рефрижераторной установкой для перевозок грузов требующих соблюдения особого температурного режима. При страховании такого типа вагонов могут использоваться абсолютно все известные группы рисков, а так же набор из «согласованных рисков». Дополнительно могут использоваться оговорки при страховании рефрижераторных рисков, а так же иные оговорки в зависимости от типа груза, маршрута перевозки и прочего.

Особенности при страховании грузов перевозимых на железной дороге:

1. Сложность в доказательстве риска хищения застрахованного груза ввиду невозможности в большинстве случаев установить временной отрезок в период, которого груз был похищен.

2. При повреждении груза один из практически невозможных действий является получение коммерческого акта от РЖД или его представительств по РФ.

3. Обязательная пломбировка тех вагонов, на которых это возможно, без этого условия большинство страховых компаний не принимают на страхование грузы от рисков хищения.

4. Невозможность контролировать состояние груза на всем протяжении маршрута, как на длительные расстояния, так и на средние и как следствие возникающие в связи с этим убытки.

Стоимость и тариф при страховании жд перевозок зависит от:

1. Типа вагона, перевозящего застрахованный груз;

2. Типа и упаковки груза;

3. Расстояние перевозки и маршрут;

4. Группы рисков и включенные дополнительные риски.