На Западе давно распространена эта практика – страховать груз по программе КАРГО не на его полную стоимость, а на цену товара с учетом транспортных расходов. Что легко объясняется требованиями и условиями сделок типа CIP и CIF, согласно ИНКОРТЕРМС (в последней версии – INCOTERMS-2000).
Сама необходимость страхования грузов определяется названием: если расшифровать оба типа договоров, центральная буква аббревиатуры будет означать Insurance. Что в переводе значит "страхование" – одно из ключевых условий сделки. А уже в самом справочнике (пунктах описания контрактов формата CIP/CIF) четко говорится, что сумма страховки должна рассчитываться по формуле: полная стоимость товара (100%) плюс 10% на сопроводительные расходы.
Договор КАРГО на 100+10%: содержание
Для России услуга страхования груза на 110% от его цены считается относительно новой. Впрочем, то же касается и самой практики страхового сопровождения перевозки товаров. Тем не менее при желании работать на внешнем рынке освоить такой договор придется каждому серьезному поставщику. Почему?
1. Застраховать перевозку в рамках международного договора доставки – обязательная предосторожность (90% всех сделок заключаются по правилам договоров CIP/CIF).
2. Страхователем согласно справочнику INCOTERMS должен выступать именно продавец – отправитель груза.
3. ИНКОТЕРМС рекомендует застраховать груз "по максимуму" (есть даже уточнение с пожеланием включить в договор исключенные риски – военные, забастовочные и т. д.). В том же разделе оговорено четкое требование страхования на 110% от стоимости перевозимой продукции.
Как работает такой договор КАРГО (полного или частичного)? В целом страхование груза на 110% от стоимости мало чем отличается от стандартного контракта по страховке перевозки:
- страхователь – продавец товара;
- выгодоприобретатель – на усмотрение страхователя, им может выступать он сам, покупатель или экспедитор;
- набор рисков покупатель услуги определяет сам из вариантов А, В, С по версии ICC (Institute Cargo Clauses – оговорки Института лондонских страховщиков);
- цена страхования грузов рассчитывается на базе товарной накладной, в данном случае международного формата (CMR), только в отличие от стандартного КАРГО к декларированной стоимости добавляются 10%;
- по умолчанию для контракта действуют установленные исключения рисков (устанавливаются они в разных нормативных документах – КДПГ, GAFTA, ГК РФ – в зависимости от способа перевозки и типа груза).
Особенности страхования груза на 110% от его цены
В основных понятиях, условиях и требованиях страховщика различия между договорами на 100 и 110% от стоимости найти сложно. Даже тариф страхования грузов в обоих случаях отличается несущественно (разве что итоговая цена выходит выше на 10%, так как определяется из страховой суммы). Тем не менее страховка на 110% от стоимости товара имеет свои особенности.
Во-первых, она актуальна только в рамках перевозок через границы, то есть международных договоров доставки. Для грузов, транспортируемых в пределах России, такого варианта КАРГО не предусмотрено. Они страхуются строго на сумму декларируемой стоимости, не более.
Во-вторых, полная гибель груза в случае наступления страхового события по договору страхования перевозки товара подтверждается одним документом – не нужно собирать справки о потере товара на каждый его килограмм. А вот расходы на транспортировку уплачиваются строго по квитанциям:
- об уплате сбора;
- об оформлении проездного листа;
- о перечислении средств в счет уплаты пошлины, налога и т. д.
Иными словами, страховщик возместит только то, что страхователь уже заплатил.
По полочкам: как все-таки страховать – на 100% или на 110%?
Как лучше застраховать перевозку – только на сумму товара или с учетом транспортных издержек? С одной стороны, в рамках международного договора страхование на 110% от цены груза обязательно и регламентировано правилами ИНКОТЕРМС. Но есть и другая сторона:
- в том же справочнике описаны правила других форматов сделок, которые не предусматривают страховку в обязательном порядке (европейский покупатель с вероятностью в 99% все равно потребует страхования перевозки, но продавец уже может сам выбирать формат КАРГО);
- даже работая по правилам CIF, можно предусмотреть в торговом соглашении возможность не страховать груз.
Работая по России, поставщик ограничен возможностью страхования перевозок только на цену груза (100%). Что логично: его транспортные расходы минимальны, при наступлении страхового случая он с ними легко справится самостоятельно.
По какой бы программе вы ни решили страховаться, мы поможем вам получить от страховки максимум. Наша задача – не склонить вас к конкретной форме контракта, но помочь определиться в ключевых вопросах по договору.
Для вас от нас – удобный калькулятор для сравнения предложений от лучших страховых компаний рынка. А также инновационный механизм страхования грузов онлайн с собственным хранилищем под документы и заявки. Мы работаем только с лучшими страховщиками, а они для наших клиентов предлагают минимальные цены.