Страхование торговых центров рано или поздно либо охватит практически весь рынок арендаторов, оставаясь добровольным, либо станет обязательным. К такому выводу пришли эксперты по окончании очередного исследования, посвященного вопросам обеспечения безопасности в ТРЦ и эффективной аренды торговых мест в нем.
Основания так считать у них имеются:
- отчасти страхование торговых помещений, сдаваемых в аренду в крупных комплексах, уже стало обязательным (по требованию арендодателя);
- количество инцидентов в торговых сетях постоянно растет – только в 2020 году в них зарегистрировано на 13% больше пожаров и почти на 60% больше затоплений;
- сами арендаторы уже дошли до той грани между финансовой стабильностью и высокорисковым бизнесом, когда страховка становится одним из необходимых решений.
Почему тогда продвижение страхового продукта для ТРЦ происходит так медленно и как-то тяжело? Эксперты считают, что здесь нужно движение навстречу. В том смысле, что страхователь готов покупать страховку ТЦ, но страховщикам пора бы развернуться к нему лицом.
Чего хотят арендаторы торговых помещений
В некоторых компаниях уже разработаны и внедряются или планируются к внедрению коробочные продукты. Но этого недостаточно, – утверждают арендаторы. Что им хочется видеть на рынке предложения:
- Больше цифровых инструментов. Со времен, как е-страхование начало активно обсуждаться на всех уровнях, включая государственный, прошло больше пяти лет, а онлайн-страхование бизнеса остается, скорее, исключением из правил, чем нормой. На розничном рынке – да, интернет-страховка работает. А в корпоративном сегменте ее предлагают единицы. Оформить страхование арендатору торговых центров сегодня (по данным самих страхователей) предлагают не больше 3% компаний. Проблема, впрочем, имеет решение – СА «GALAXY страхование» с первого дня работает в комфортном режиме.
- Больше комплексных программ. Как правило, это страхование ответственности арендатора, в некоторых случаях рисковая программа расширена и учитывает угрозу гибели или повреждения отделки, самого здания. Арендаторам нужно больше – качественное покрытие на время ремонта, работы, с учетом рисков наступления ответственности перед третьими лицами и арендодателем.
- Меньше уточнений. Стараясь предложить клиентам более выгодные тарифы, некоторые компании исключают из покрытия практически все реальные риски. В итоге полис есть, а возмещения по нему нет.
Расширенное покрытие
Страхование магазинов в торговых центрах объективно востребовано. Страховые организации это понимают и уже работают над созданием готовых отраслевых решений. Но большинство таких решений относятся к классическому страхованию (нежилая недвижимость, ответственность) и учитывают преимущественно огневые риски.
В дополнение к последним страхователь хочет видеть покрытие на случай:
- поломок оборудования терминалов, автоматических запирающих систем;
- аварий коммуникаций;
- происшествий, вызванных действиями посетителей;
- перерывов в работе (например, в связи с очередными мерами противодействия распространению пандемии) и т. д.
Стоит отметить, что многие из перечисленных рисков пользователи арендованных торговых помещений могут подключить к страхованию ТЦ уже сегодня. Но они удорожают полис минимум на 30%. Учитывая, что в данной категории объектов арендодатель требует нулевую франшизу по страховке, стоимость страхового полиса может оказаться немаленькой. Именно с этим и связаны покупки условно формальных страховых услуг, – уверены эксперты.
В ожидании перемен
Как только страховщики начнут адаптировать программы к фактическим условиям работы арендатора, ставки выровняются, цена страхового сопровождения станет оптимальной, – сборы страховых премий сразу пойдут вверх. А пока этого не случилось, страхователь может получить желанные условия у нас на сайте:
- самостоятельно «сформировать» покрытие по страхованию нежилых помещений;
- сравнить расценки самых надежных страховых организаций онлайн за пару минут;
- подать заявку на оформление страховки онлайн и получить документы от страховщика с доставкой по месту нахождения арендного помещения (или по другому адресу, который укажет страхователь).
Почему не стоит откладывать покупку страховой услуги
Откладывать покупку страхового полиса точно не стоит. Во-первых, если он станет обязательным (в части противопожарной страховки), цены могут сразу вырасти. Во-вторых, риски действительно велики, а происшествия случаются чаще.
Уже по статистике 2021 года видно, что число пожаров, затоплений, краж и других аварий в ТЦ постоянно растет. Если добавить к этому, что большинство крупных торговых комплексов старше 10 лет (а значит, нуждаются в реконструкции), потребность в страховании становится критической.