Заключая договор страхования, никто не заинтересован в наступлении страхового события (это требование ГК). Но если оно случится, каждый страхователь нуждается в том, чтобы его страховка «сработала». А для этого от него требуется соблюдение ряда условий:
- вовремя обратиться за выплатой;
- соблюсти процедуру;
- предоставить страховщику все материалы для принятия положительного решения.
Каким будет ваш положительный ответ? Правильная претензия – условие выплаты
Каждое из перечисленных условий отталкивается от первого шага страхователя – подачи претензии в страховую компанию. Если это первое обращение по факту происшествия, то речь о простой заявке на выплату. В случае когда заявление клиент уже писал и получил неудовлетворительный ответ, претензия может приобрести иную форму:
- претензия-жалоба (на ошибки при расчетах компенсации, недостаток внимания предоставленным документам, задержка выплаты);
- претензия-обсуждение спорного вопроса (при получении отказа, с которым страхователь не согласен).
В обоих случаях документ оформляется в свободной письменной форме. И очень важно, чтобы в нем содержались все аргументы клиента, обоснованные статьями договора и законодательными актами, а также факты страхового события.
Грамотно подготовить претензию может каждый. Для этого нужны:
- образец претензии в страховую компанию , он сократит расходы времени и сил (по сути, это готовая форма подачи материала, которую нужно адаптировать под себя);
- страховой договор (полезно ссылаться на пункты документа, который подписан представителем адресата претензии);
- ГК и иные законы.
Правила оформления и подачи претензии
Единых требований подготовки документа нет. Но есть некоторые моменты, проверенные на практике, которые нередко становятся решающими. Всего их три.
- В шапке документа, где указывается адресат, лучше ставить фамилию и имя генерального директора страховой организации. Обращения, адресованные «старшему», всегда получают ответ быстрее других.
- При наличии возможности отнести претензию страховщику лучше самостоятельно. С собой нужно иметь две копии (одна остается у страхователя). И проследить, чтобы в приемной на обоих экземплярах были правильно проставлены номера и даты входящей документации. Если отправлять претензию почтой, то – исключительно с уведомлением и описью отсылаемых документов
- Чем более подробно, внятно, последовательно и понятно будет изложена ситуация, тем выше шансы на положительный исход.
Собственно, обращение к страховщику: что и как писать?
Кстати, о том, как написать претензию в страховую компанию. Свободная форма не отменяет необходимости применения в ее отношении общепринятых правил ведения делопроизводства. На «человеческом» языке это значит, что обращение должно быть оформлено по стандартной форме:
- шапка (справа вверху) с указанием реквизитов адресата и заявителя;
- тело письма (изложение ситуации, аргументов, претензии и требований);
- подпись и дата.
С первым и последним пунктом все ясно, а что касается тела документа, то его план можно выстроить на пяти пунктах. Первый – описание исходных обстоятельств: согласование и подписание страхового договора. Второй – происшествие: что случилось, что делал страхователь первым делом, здесь желательно очень подробно описать свои действия шаг за шагом.
Третья часть – реакция сотрудников страховой компании на первое обращение (или последующие заявления): их аргументы и свои контраргументы. Предпоследний отдел проще писать по образцу претензии, здесь указываются требования (пункты договора, статьи ГК, которые предполагают обязательство страховщика).
Последний штрих – описание своих действий в случае очередного необоснованного отказа. А вместо постскриптума – приложение с описанием дополнений к претензии (копий документов – полиса и договора, квитанций, заключения независимого оценщика).
Виды претензий в страховую компанию
По вопросу этих самых действий стоит отметить: даже если шансы на положительный ответ страховщика минимальны, а суда не избежать, подготовить досудебную претензию в страховую компанию стоит обязательно. Что это такое, чем она отличается?
По назначению и содержанию обращения условно делят на две группы:
- простая претензия – по сути, первое заявление на выплату или жалоба на необоснованный ответ страховщика;
- досудебная претензия – свидетельство в суде того, что страхователь (как сторона договора, в котором есть пункт о решении конфликтных ситуаций через обсуждение) предпринимал попытки решить все миром.
В обоих случаях содержание зависит от предыдущей истории общения со страховщиком. И в обоих документах очень важно детально расписать ситуацию.
Если же ни один из них на страховщика не подействует, перед работой над иском в суд все же стоит попробовать оформить официальную жалобу на страховую компанию в одну из контролирующих инстанций. В их роли в РФ выступают антимонопольный комитет (ФАС) и орган надзора за страховой деятельностью (ФССН).