Как страховщики пытаются спасти автострахование юрлиц: рынок предложения

Каско для юрлиц – одно из немногих направлений страховки для юридических лиц, которое несколько потеряло позиции в 2020 году из-за пандемии. Для многих страхователей, которые переместили работу в онлайн (сюда не относятся грузовые и пассажирские перевозчики), расходы на каско оказались непосильными.

В 2021 году к этому добавился целый ряд негативных тенденций, связанных с глобальным экономическим кризисом. И страховщики, которые продают корпоративное каско, оказались в сложном положении.

С одной стороны, они наблюдали на протяжении всего прошлого года массовый отток клиентов, лишь частично компенсированный в 2021-м. Для привлечения новых страхователей многие организации оптимизировали свои тарифы.

С другой стороны, сегмент «накрыло» финансовыми переменами:

  • еще более нестабильными стали цены на автозапчасти;
  • растут цены автомастерских;
  • стоимость популярных марок автомобилей тоже постоянно увеличивается (а тотальный ущерб включают в покрытие по страхованию каско для юридических лиц все больше страхователей).

На выходе сформировалась ситуация, в которой страховщики остались с минимальными расценками, но вынуждены по факту страхового случая платить больше, чем рассчитывают на момент заключения страхового договора (потому что цены успели вырасти). Поднятие тарифов, понятное дело, для них не выход – страхователь просто вновь откажется от этой статьи расходов. Но и принимать на себя непрогнозируемые риски рынок тоже уже не может.

На первый взгляд, исправить положение можно, только перейдя на другие виды корпоративной страховки. Но страховые организации пошли другим путем. Они сумели предложить клиентам новые условия, которые устроили всех. Точнее, такие условия смогли внедрить лидеры сегмента, с которыми сотрудничает СА «GALAXY страхование».

Так, что сегодня страховщики готовы предложить по части автострахования юридическим лицам – владельцам автопарков? Базовых тенденций, которые могут спасти рынок, по мнению специалистов, три:

  • внедрение средств телематики;
  • переход в онлайн (не только оформление, но и урегулирование страховых случаев);
  • выборочное страхование автомобилей юридических лиц.

И снова телематическое страхование

Об установке телематики в автотранспорте с целью снижения стоимости страховой услуги речь шла еще 10 лет назад. Тогда предложения поступили одновременно от нескольких страховщиков, и не только корпоративному страхователю. Суть сводилась к следующему:

  • покупатель страхового полиса соглашается установить телематическую технику (за собственный счет или за деньги страховщика), чтобы страховая организация могла оценить степень риска по фактическим метрикам;
  • по прошествии некоторого времени (рамки отличались у разных компаний) страховщик принимал решение о предоставлении скидки за аккуратное вождение;
  • скидка обычно начинала действовать со следующего страхового периода.

В некоторых случаях страхователю предлагалось за счет скидки (в первый и второй год страхования коммерческого транспорта, например) оплатить и средства телематики. В других техника просто сдавалась в аренду по фиксированному тарифу.

Тогда предложение воспользовалось меньшим спросом, чем ожидали страховые компании. Сегодня, когда технологии существенно продвинулись, и связываться с автомобилем научился даже собственный смартфон водителя, ситуация переменилась. Стоимость телематического страхования действительно может себя оправдать за счет минимальных затрат на установку нового оборудования. В корпоративном сегменте это особенно полезно, – уверены страховщики.

Урегулирование страховых событий онлайн

Опять же, новые технологии открывают новые возможности для решения вопросов с оценкой ущерба и ускорением возмещения по страхованию авто юридических лиц. Практику онлайн-страхования (и не только каско юрлиц) уже внедрили почти все, кто работает в корпоративном сегменте.

Многие пошли дальше. По состоянию на октябрь 2021 года, частичное онлайн-урегулирование в корпоративном имущественном страховании уже реализуют 50% страховых компаний из топ-20 рейтинга надежности ЦБ.

Точечная страховка в корпоративном каско

Еще одна тенденция – частичное страхование автопарка или страховка с ограниченным по времени действием. Во втором случае, правда, речь не о дешевом страховании на 1–3–6 месяцев, которого давно хотели корпоративные страхователи, а о действии покрытия только в период перемещения авто.

Когда определяется, например, ставка за день, а страхователь платит только за дни, когда машина на ходу. Это очень удобно сезонному бизнесу, но требует установки телематического оборудования.