2017 год во многом стал испытанием для корпоративного страхования. Компании пересмотрели базовые риски, многие переключились с имущественного страхования на страховку финансовых угроз. Сохранилась тенденция к уменьшению страховых бюджетов.
Едва ли не единственным (если не считать марш-бросок life insurance) видом полиса, который сохранил стабильные показатели продаж, оказался страховой полис ДМС. Он немного, но нарастил объемы премий, выдал прирост новых страхователей в 8–10% (по разным оценкам) и увеличил бюджет страхования на 5%.
В целом добровольное медицинское страхование персонала работает по законам логики. Достигнув стабильности, он постепенно наращивает показатели. Но есть и другая сторона: уже третий год подряд ему прогнозируют серьезные изменения, и прогнозы эти подкреплены внешними, внутренними факторами, которые в сегменте ярко выражены.
Прогноз динамики продаж корпоративного ДМС
Что до ожиданий на 2018 год, то эксперты здесь единодушны: при всей своей стабильности рынку страхования персонала от болезней придется меняться. Вопрос только в том, как именно.
Большинство аналитиков сходятся во мнении, что сегмент покажет по итогам года прирост на 10–12%. Это больше, чем в 2017 относительно 2016-го на 3%, но такая ситуация ожидается только в абсолютном выражении. По количеству договоров и численности новых клиентов динамика будет ниже – в пределах 5–6%.
Тариф корпоративных программ ДМС, как ожидают специалисты (и их мнение подтверждают аналитики страховых компаний), сохранит темпы роста последних трех лет. То есть увеличится, но не более чем на 5–8%. Для компаний, которые поддержат новый тренд страховых организаций в сегменте добровольного медицинского страхования (превентивная медицинская страховка) цена может даже снизиться на 1–3%.
К этому добавится сокращение выплат на 2–7%, но только к концу года или (согласно пессимистичным ожиданиям) во II половине 2019-го. Последнее связано с тем, что эффект превентивных методов, активно внедряемых страховщиками, будет отложенным.
Новый ракурс: ДМС как основа «здоровой бухгалтерии»
Одним из самых ярких трендов в корпоративном страховании ДМС на ближайшие три года станет переход к превентивным методам медицинского обслуживания. Профилактика – основа медицинской системы прошлого – снова оказалась в центре внимания.
Все больше компаний-страхователей, как отмечают их страховые партнеры, приходят к простому пониманию: добровольное медицинское страхование – это не столько мотив для сотрудников (часть соцпакета), сколько инструмент снижения финансовых рисков. Именно на этом фундаменте в России растет новая корпоративная культура – так называемая здоровая бухгалтерия.
Согласно ее канонам полис ДМС для корпоративных клиентов – это не только способ поддержки сотрудников. Она несет фактическую выгоду бизнесу за счет:
- сокращения больничных (ежегодные осмотры узких специалистов или опция вакцинации в рамках страхового пакета);
- уменьшения количества работников, которые выходят на работу, будучи больными (чтобы сэкономить или заработать деньги на лечение);
- повышения общего уровня безопасности здоровья;
- создания благоприятной (психологически) обстановки для работы.
Страховщикам «здоровая бухгалтерия» (корпоративный ЗОЖ) дает сокращение выплат, страхователю – финансовый эффект, сопоставимый с инвестициями в выгодное начинание, сотрудникам – экономию и уверенность в завтрашнем дне. Другими словами, новый подход выгоден всем.
Потому страховщики уже в рамках страхования здоровья сотрудников используют различные приемы для популяризации «здоровой бухгалтерии»:
- дни здоровья;
- профилактические программы;
- бонусные страховые решения (страхование ребенка в подарок после года без обращений);
- абонементы в спортивные секции и многое другое.
За счет чего будет расти ДМС в 2018 году
Хотя переход на превентивные технологии в будущем обещает снизить стоимость полиса и обеспечить рост популярности корпоративного полиса ДМС, основным драйвером роста сегмента станет не он. Как считают эксперты, рост продаж в 2018 году обеспечат:
- развитие коробочных решений (готовых продуктов для сотрудников разных возрастных групп и видов профессиональной деятельности);
- программы добровольного страхования мигрантов (и не только рабочих, в Госдуму поступило предложение сделать полис обязательным для всех въезжающих);
- популяризации программ страхования критических болезней;
- ежегодной медицинской инфляции (роста стоимости медикаментов и услуг платных клиник).
При этом у страхователя остается более 20 инструментов для управления ценой полиса. Самые эффективные из них собраны и структурированы в нашем проекте. СА «GALAXY страхование» – это качественная онлайн-площадка для компаний, которые хотят приобрести (или продлить) страховку персонала на самых выгодных условиях. Здесь можно провести мини-тендер, собрать в кабинете лучшие предложения, заявиться на сотрудничество и оформить полис удаленно.